Антология международного фестиваля современной фотографии «ФОТОФЕСТ»

Антология международного фестиваля современной фотографии «ФОТОФЕСТ»

В современном мире фестиваль является одной из наиболее активных форм музейной коммуникации. Зародившись в эпоху Ренессанса1, он значительно трансформировался и на сегодняшний день представляет собой своего рода творческую лабораторию, предназначенную для изучения актуальных тенденций в развитии современного искусства, а также творческого взаимодействия, в контексте как региона, так и всей страны в целом2. Все эти принципы характерны и для фотографического фестиваля, который ежегодно проходит в Челябинске на площадке Государственного исторического музея Южного Урала. В 2020 году он отметит 10-летний юбилей.

Идея создания фестиваля возникла у председателя регионального отделения Союза фотохудожников России, директора Государственного исторического музея Южного Урала В. И. Богдановского. Основой для этого послужила активная творческая деятельность фотографов Уральского региона, их участие в выставках и конкурсах, плодотворное взаимодействие с профессиональным фотосообществом из других городов России и зарубежья.

Ключевой идеей зарождения фестиваля стало создание единого культурного пространства фотографии, в котором нуждался Уральский регион. Для «Фотофеста» характерен комплексный подход, который совмещает как традиционные формы взаимодействия с публикой, так и опосредованные. С помощью проведения выставок, мастер-классов, лекций, портфолио-ревью, которые не привязаны к определенному месту, предполагалось создать некое единое идейное поле. Целью фестиваля стала демонстрация и исследование среза современного художественного процесса в искусстве южноуральских фотографов, а также изучение господствующих тематик, жанров и техник. «Фотофест», организованный Историческим музеем, охватывает широкий диапазон подачи материала, а также способствует активному творческому взаимодействию и взаимовлиянию российских фотографов с зарубежными. Это не только влияет на обмен опытом, но и создает единое творческое пространство и повышает общий художественный уровень снимков, сделанных авторами во время работы фестиваля.

Первый «Фотофест» состоялся в Челябинске в мае 2010 г. и вызвал большой отклик в среде южноуральских фотографов. Он впервые консолидировал региональных авторов на площадке музея для обмена опытом, организации выставочных проектов и участия в конкурсах3. В последующие годы в рамках фестиваля была организована образовательная программа, которая включала в себя конференции, мастер-классы и лектории.

Проведенный анализ позволил выявить основные принципы трансформации структуры фестиваля, определить наиболее активных фотографов региона, а также господствующие жанры и техники, в которых работают современные уральские авторы.

Изначально конкурсная система фестиваля была выстроена согласно возрастным критериям и содержала три номинации. В номинации «А» участвовали фотографы до 20 лет, «В» — от 20 до 30 лет, «С» — старше 30 лет. Номинации, в свою очередь, предусматривали три призовых места. Столь обширный возрастной диапазон без строго заявленной тематики позволил охватить не только широкий круг фотографов и привлечь авторов самых разных возрастов, но и отразить самые разные направления, к которым они обращаются. Первые фестивали показали, что фотографы активно обращаются к пейзажному жанру (природа и промышленный пейзаж), а также к жанровым сценам. Обилие постановочных сцен превалирует над репортажной съемкой. Здесь впервые прослеживается серийность снимков, которая позволяет наиболее полно раскрыть заявленную тематику. Многие авторы в своих работах тяготеют к проблеме взаимодействия природы и человека. Этот ключевой сюжет послужил основой для дальнейшего развития конкурсного направления фестиваля. В 2013 г. было заявлено два конкурса — «Природа и мы» (номинации: «Река Миасс», «Городской бор») и «Фотограф и модель»4. Примечательно, что организаторы фестиваля сосредоточили свое внимание на региональном компоненте, обращаясь к природным достопримечательностям города. Тема взаимодействия человека и природы прослеживается и в последующие годы.

В. Новокрещенов (с. Миасское). «Благодать». 2010 г.

В. Новокрещенов (с. Миасское). «Благодать». 2010 г.

 

Начиная с 2014 г. фестиваль организует фотомарафон — конкурс, участники которого в течение 24 часов фиксируют повседневную действительность с целью показать современную жизнь города во всем ее многообразии. На сегодняшний день «Фотофест» проходит в разных городах на территории Челябинской области. Выбор города зависит от юбилейной или знаковой даты, либо же организаторы исходят из того, что́ может дать город фестивалю и насколько фестиваль может быть полезен городу. Подобный формат позволяет авторам сосредоточить свое внимание на ключевых сюжетах и событиях, которые фотографически характеризуют повседневную жизнь горожан. Заявленной площадкой фотомарафона последних двух лет стали города Челябинской области — Сатка и Магнитогорск, которые славятся богатой историей, природой и промышленной мощью. Таким образом, фотографы имели возможность запечатлеть не только привычный городской пейзаж, но и уральскую природу, а также промышленность и производство.

Итогом работы фотофестиваля в 2015 г. стала персональная выставка уральских фотографов в Испании. Жюри, состоящим из зарубежных и российских гостей, были определены победители, которыми стали члены Союза фотохудожников России и давние участники городской народной фотостудии «Каменный пояс» — фотограф-пейзажист из села Миасского Виктор Новокрещенов и известный магнитогорский фотожурналист Игорь Лагунов. Экспозиция под названием «Красивый и могучий Урал» (Nuestro bello y poderoso Ural) открылась в рамках перекрестного Года туризма в России и Испании в художественной галерее Clorofila Digital в центре Мадрида5. На снимках фотографы запечатлели красоту российской природы и промышленную мощь крупнейшего в мире предприятия — Магнитогорского металлургического комбината. В рамках выставки уральские фотографы совершили небольшой тур по Испании, побывали на местных национальных праздниках, сфотографировали повседневную жизнь сельского и городского населения, диковинные пейзажи Пиренейского полуострова. Выставка в Испании не просто знакомила зрителей с современной российской фотографией, но и способствовала формированию устойчивого культурного диалога между двумя странами.

Открытие выставки «Красивый и могучий Урал» (Nuestro bello y poderoso Ural) Виктора Новокрещенова и Игоря Лагунова в галерее Clorofila Digital. Мадрид, Испания. 2015 г.

Открытие выставки «Красивый и могучий Урал» (Nuestro bello y poderoso Ural)
Виктора Новокрещенова и Игоря Лагунова в галерее Clorofila Digital.
Мадрид, Испания. 2015 г.

 

В последующие годы тематический диапазон конкурсных снимков расширяется. Появляются художественная фотография, портретный жанр, натюрморт, снимки на свободную тему и репортажное фото. Система формирования конкурсной программы также трансформируется. Сегодня она не ориентирована на возрастной критерий, а обладает четко заданной тематикой, где главенствующую роль играют два конкурса — фотомарафон и «Фотограф и модель».

И. Катаева (Челябинск). «Городской пейзаж». 2016 г.

И. Катаева (Челябинск). «Городской пейзаж». 2016 г.

 

Проанализировав географический аспект, можно сделать вывод, что участниками фестиваля в разное время были гости из Азербайджана, Турции, Испании, Германии, США, Перу, Ирана, Израиля. Вовлечение граждан других стран в качестве участников способствует популяризации фестиваля за рубежом. Также можно выделить наиболее активных авторов — участников фестиваля: И. Лагунов, Ю. Боровикова, В. Новокрещенов, М. Трахтенберг, Н. Вольвач, А. Тепляков, С. Москвин, О. Астахов, А. Шулепов, С. Зырянов, А. Кондратюк, А. Донейко, С. Сафиуллин, Г. Лунин, В. Мельников, И. Катаева, Н. Кувшинов, С. Коляскин, А. Глебов.

Таким образом, проведение фестиваля фотографии «Фотофест» имеет большое значение как для Челябинской области, так и для Уральского региона, поскольку представляет собой своеобразный инструмент, при помощи которого можно проследить господствующие тенденции в развитии современной уральской фотографии.

 

Примечания


1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

2. Федина Е. В. Биеннале и фестивали как форма актуализации современного искусства: на примере проектов Фонда «Современная графика» : автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2009.

3. Челябинское региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз фотохудожников России» [Электронный ресурс]. URL : http://fotosoyuz74.ru/

4. Там же.

5. Там же.



Возврат к списку