Традиции и новации экспонирования скульптурной пластики в экстерьере музея

Традиции и новации экспонирования скульптурной пластики в экстерьере музея

В Государственном историческом музее Южного Урала с большим успехом проходит юбилейная выставка известного челябинского скульптора и графика А. В. Старцева. Андрей Викторович хорошо известен в Челябинске как автор герба города и множества узнаваемых фирменных знаков. Его миниатюры из бронзы и серебра хранятся в галереях, выставочных залах и частных собраниях Италии, Франции, Люксембурга, Швейцарии и Финляндии. На выставке представлено более 30 бронзовых и серебряных скульптур, а также графические работы, созданные в разные периоды жизни художника и объединенные общим лейтмотивом, которому автор дал название «Мифы лабиринта».

Скульптуры гармонично смотрятся в стенах нашего музея, ведь последний — это место сосредоточения людей, то пространство, которое должно объединять общество и наполнять его культурной жизнью. И само здание, его внешние и внутренние особенности, необычная архитектоника должны этому сопутствовать. Его уникальный внешний вид, его наполнение должны привлекать, притягивать людей, а скульптура является одним из актуальных решений подобной задачи.

Объемная скульптурная пластика испокон веков была украшением окружающей среды. Она рассматривалась как отдельные самостоятельные произведения искусства и как элементы архитектурного и интерьерного пространства, которые, взаимодействуя с местом своего нахождения, придавали ему особую эксклюзивность, неповторимость. Стоит ли говорить о том, что крупная и мелкая скульптурная пластика всегда была неотъемлемой частью музеев во всем мире.

Городское пространство — это не только определенная территория, хаотично застраиваемая различными сооружениями со своим функциями, но и место для жизни, развития, формирования индивидуума, наполненное различными смыслами, имеющее особое значение для людей, культуры и общества, со своей богатой историей и традициями. Тема создания и развития городской среды, которая отвечала бы не только физиологическим, но и духовно-эстетическим требованиям человека, за счет музейных мероприятий и акций на сегодняшний день особо актуальна. Развитие современного города — это строительство жилых домов, торговых центров, досугово-развлекательных комплексов. Такой «архитектурный рост» является весьма одноплановым и направлен на решение лишь определенных задач. Он не привносит ничего в культурно-эстетическое развитие общества.

Вопросы художественно-эстетической ценности и социально-культурной значимости архитектуры и монументального искусства — основных факторов формирования урбанизированной среды — зачастую совершенно не затрагиваются. Упустить из внимания значение искусства в современном урбанистическом пространстве является большой ошибкой1. К сожалению, на сегодняшний день этой теме уделяется мало внимания, редкие образцы монументального искусства, в частности скульптура, зачастую не только не гармонируют с окружением, в котором находятся, но и сами по себе представляют низкий художественный уровень исполнения. Эта проблема особенно актуальна для Челябинска.

Необходимость не только поддержать, но и развить на новой основе экстерьерную пластическую культуру Челябинска в процессе его территориального роста определяет тематику данного исследования. Она заключается в следующем: возможно ли при помощи музеев продолжить традицию городской крупной и мелкой скульптурной пластики, которая обогатила бы культурное наследие нашего города достойными произведениями, привнося в него современные решения? Может ли современное искусство помочь решить этот вопрос? Постановка проблемы намечает основное смысловое направление работы: изучение взаимоотношений в системе «скульптура — архитектура — среда — человек».

Все чаще за последние годы в проблематике исследования художественной среды и вопросах синтеза искусств рассматриваются те изобразительные формы, которые наиболее активно взаимодействуют с пространством. К ним относят монументально-декоративную скульптуру, архитектурную пластику и др. На сегодняшний день существует ряд исторических, культурологических и искусствоведческих работ, посвященных монументально-декоративному искусству, художникам и скульпторам Челябинска. Это исследования Л. Байнова2, А. Сабурова3, О. Кудзоева4, А. Иконникова5, Г. Казаковой6, С. Поливанова7, В. Сперанской8 и др. При всей актуальности проблемы и повышенном внимании архитекторов, художников, искусствоведов к поискам взаимосвязи монументально-декоративного искусства с новой городской и музейной средой до сих пор эти вопросы остаются мало разработанными.

 

Культурные функции монументальной скульптуры в среде музея и ландшафте города

Значение формирования культурного пространства музея в городе велико. Главное назначение культуры состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, раскрытию его талантов и дарований. Создавая сложный и разнообразный мир, наполненный культурными смыслами, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. И художественная среда вокруг человека — один из главных факторов его формирования.

Художественные ценности — это продукт особой человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей. Эта деятельность прямо направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека. В художественной деятельности и ее результатах ярче, непосредственнее, чем в чем-либо другом, выявляется культура эпохи, периода, страны, этноса9.

 

Культурно-исторический аспект скульптуры

Монументальная скульптура как вид художественной деятельности наравне с архитектурой является немалой составляющей культурной и одухотворенной среды города. Каждая эпоха, каждый политический строй и особые традиции того или иного региона накладывают на скульптуру отпечаток своего времени и стиля, который сохраняется на десятилетия, а порой и на века. Подобная историческая преемственность культурных памятников — объективная закономерность, действующая на протяжении всех эпох развития общества. Она способствует передаче достижений и ценностей, опыта и навыков от одного поколения к другому, создает непрерывность культурно-созидательной деятельности человечества, обеспечивает взаимосвязь и цельность культуры10.

При этом памятники истории культуры, представленные монументальной скульптурой Челябинска, продолжают свою жизнь в современности. Скульптура в урбанизированном ландшафте должна оказывать благотворное, гуманистическое воздействие на духовный мир человека. В этом смысле ценности прогрессивной культуры всегда в строю, они не превращаются в архаизм, а включаются в современную жизнь. Культура своими корнями уходит в глубь веков, ее достижения являются в известном смысле стартовой площадкой для развития современности. Развитие экспонирования новых образцов и предложений является важным аспектом в формировании будущего облика Челябинска.

Скульптура является своеобразным «текстом», запечатлевшим историческое, эстетическое и культурное своеобразие общества. Этому «тексту» свойственна высокая степень обобщенности и образности, эстетических особенностей и всеобщей доступности. Однако этот текст не статичен, он событиен и рождает новые практики.

Иногда со временем скульптура и то пространство, в котором она находится, становятся связанными с определенными культурными событиями города. Подобный «событийный» аспект скульптуры иногда рождает весьма противоречивые традиции: например, посещение молодоженами памятника танкистам-добровольцам или мемориала «Скорбящие матери». Символизм и функция данных памятников совсем иная, никак не связанная с празднованием свадеб, но в наши дни они становятся носителями других традиций. Наиболее логичным местом посещения новобрачными стала ландшафтно-скульптурная композиция «Сфера любви» (2000, скульптор В. Митрошин, архитектор И. Юрчак). Событийность этой композиции была заложена изначально в саму идею данного проекта. Но подобных знаковых мест в нашем городе не так уж и много.

 

Челябинск. Скульптурно-ландшафтная композиция «Сфера любви»

Рис. 1. Челябинск. Скульптурно-ландшафтная композиция «Сфера любви»

 

В основе любой традиции лежит длительный опыт социальной группы. Но порой «времен связующая нить» рвется из-за различных политических и культурных катаклизмов. В этих условиях культурной незрелости складывается новое, иногда ложное осмысление тех или иных знаковых и памятных мест. Но музейное пространство зачастую выступает индифферентной зоной для искусства, не привязанной к каким-либо политическим и социальным контекстам, что помогает выставляемым на ней произведениям не терять своей актуальности для общества и являться знаковой достопримечательностью, ярко выделяющейся в городском пространстве11.

 

Методы экспонирования скульптуры в музейном пространстве под открытым небом и на отдельных городских площадках

Город — это постоянно действующая выставка, непрерывно развивающийся музей. Декор фасадов общественных зданий произведениями живописи, мозаики, скульптуры, украшение площадей фонтанами с их богатыми скульптурными композициями, монументами и памятными знаками сливается в людском сознании с образом города. Искусство экспонирования под открытым небом на протяжении веков развивалось вместе с городским пространством, отражая социокультурные особенности его жителей. Начиная с зарождения экспонирования (рубеж ХIХ–ХХ вв.) архитектура музейных зданий крупнейших европейских коллекций становится неразрывной частью ландшафта города. С наступлением XXI в. наблюдается все возрастающее внимание к человеку в городской среде, повышается спрос на искусство в городе. Архитекторы-градостроители рассматривают его не как второстепенный декор, а как необходимую составляющую психологического комфорта и знак привлекательности территории.

Стоит отметить ведущую роль синтеза искусств и активного использования ландшафта местности при создании курортно-туристических объектов. Разнообразие конструктивных и композиционных приемов таких построек включает экспозиции под открытым небом, создавая площадки для демонстрации искусств. Из вышеизложенного следует, что архитектура города имеет также сходство с экспонированием под открытым небом, оперируя общими принципами эстетического и художественного мышления. В качестве современного примера экспозиции под открытым небом, являющейся синтезом городской архитектуры и современного искусства, можно рассмотреть одну из масштабных инсталляций в Москве — «МедиаДвор». Это спецпроект V Московской биеннале современного искусства, который был организован Государственным центром современного искусства. После своего завершения он моментально оживил некогда абсолютно мертвое городское пространство, сделав его культурным сосредоточием людей.

Москва. Инсталляционный проект «МедиаДвор»

Рис. 2. Москва. Инсталляционный проект «МедиаДвор»

 

Также в качестве примера полноценного применения экспонирования скульптурной пластики абсолютно разных стилей можно привести один из известнейших музеев Бельгии — Музей современной скульптуры Мидделхейм в Антверпене. Это один из первых музеев, который экспонирует свои коллекции под открытым небом и является одной из главных достопримечательностей города и местом притяжения потока туристов. При этом у музея даже нет здания — вся его экспозиция располагается исключительно в одном из парков; и стоит ли говорить, что этот парк является самым популярным в городе.

Антверпен (Бельгия). Музей современной скульптуры Мидделхейм

Рис. 3. Антверпен (Бельгия). Музей современной скульптуры Мидделхейм

 

И в качестве заключительного примера одного из самых значимых образцов монументальной скульптурной пластики в музейно-городском пространстве, являющегося уже хрестоматийным образом в искусстве и не менее известной достопримечательностью для обычных жителей и туристов, стоит рассмотреть скульптуру паука «Маман» Луизы Буржуа на набережной рядом с Музеем современного искусства в Бильбао. Несмотря на всю экстравагантность образа и необычность выбора темы работы, данная скульптура, помимо яркого символа, является визитной карточкой не только музея, но и всего города в целом. Этому сопутствовали многие факторы: яркая и уникальная пластика произведения, ее внушающий размер и в целом качество исполнения. Она изображена на большинстве сувенирных изделий и почтовых открытках Бильбао.

 

Музей современного искусства в Бильбао (Испания). Скульптура «Маман» Луизы Буржуа

Рис. 4. Музей современного искусства в Бильбао (Испания). Скульптура «Маман» Луизы Буржуа

 

Из проведенного в данной статье анализа традиционной пластики Челябинска, примеры которой представляют по большей части советскую эпоху или представлены единичными вариантами современной скульптурной пластики («Сфера любви» в сквере на пересечении ул. Красной и Воровского, скульптуры на пешеходно-прогулочной части ул. Кирова и др.), можно сделать вывод, что традиции размещения скульптуры в нашем городе на сегодняшний момент находятся в зачаточном состоянии. Здесь музей как одна из главных культурно-экспозиционных единиц должен брать на себя функцию экспонирования всевозможной скульптурной пластики: скульптуры, арт-объектов и прочих инсталляций, выставляться которые будут путем проведения фестивалей искусства (после которых пространства наподобие вышеописанного «МедиаДвора» начинают жить новой жизнью), а также экспонирования всевозможной скульптурной пластики на прилегающей территории самого музея. Все это помимо эстетического обогащения окружающей среды будет также являться мощным дополнительным фактором привлечения посетителей и укрепления статуса местной достопримечательности, что было, есть и будет решающим фактором успеха любого музея.

 

Примечания


1. Шедевры мировой архитектуры. М., 2007.

2. Байнов Л. П. Художники Челябинска. Челябинск, 1979.

3. Художники Южного Урала / сост. А. П. Сабуров. Л., 1963.

4. Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. Челябинск, 1989.

5. Иконников А. В. Мастера архитектуры об архитектуре. М., 1972 ; Он же. Одушевленная среда. М., 1980.

6. Казакова Г. М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения : монография. СПб., 2007.

7. Челябинск: градостроительство вчера, сегодня, завтра / сост. С. Н. Поливанов. Челябинск, 1986.

8. Сперанская В. С. Cкульптура в современной городской среде: роль, место, форма [Электронный ресурс]. URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35839.php (дата обращения: 11.07.2019).

9. Большаков В. П. Культура как форма человечности : учеб. пособие. Великий Новгород, 2000.

10. Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

11. Бычков В. В. Эстетика. М., 2004.



Возврат к списку