Новости

Уральский LOOK. Мужской наряд


В дорогу идти — пятеры лапти сплести

Коллекция мужской одежды в фондах нашего музея по сравнению с женской выглядит гораздо скромнее. Тому есть вполне логичное объяснение: как правило, мужской гардероб несколько меньше. К тому же экономные и практичные крестьяне поизносившуюся праздничную одежду переводили в разряд повседневной, которая чаще всего не доходила до музейных фондов.

Сегодня мы знакомим вас с мужской одеждой, характерной для крестьян горнозаводской зоны нашего региона. Это рубаха и порты, пошитые полностью из «своедельщины», то есть ткани, изготовленной в домашних условиях. Крестьяне выращивали лён и коноплю, из которых после длительной обработки пряли нити, окрашивали их разными цветами, чтобы соткать пестрядь — ткань в клетку или полоску для одежды и домашнего текстиля.

Праздничная рубаха, украшенная вышивкой крестом, поступила от Пелагеи Пашковой из села Айлино Саткинского района. Порты передала в музей жительница Челябинска Екатерина Челева, принадлежали они её отцу, но вот данных, в какой местности жила семья ранее, не сохранилось.
Непременным атрибутом костюма был пояс. Такие пояса ткались на специальных дощечках — топках — и были очень модными в нашем регионе, их носили и мужчины, и женщины. Этот яркий праздничный пояс попал в музей из Нязепетровска.

Образ крестьянина дополнили лыковые лапти, которые были универсальной и самой доступной обувью. Перед тем, как обуться, тщательно наматывали онучи (полосы ткани, заменяющие носки), чтобы не натереть ноги в пути.
Такой простой наряд мог принадлежать небогатому крестьянину. Вышивка на рубахе и яркие цвета говорят о том, что одежда предназначалась для праздников или торжественных случаев, к примеру, поездки в город.



Предыдущие коллекции
 

Хороша алая лента, когда на молодую надета..

Этот выпуск проекта «Уральский look» посвящён бесценным предметам фонда этнографии Государственного исторического музея Южного Урала. Это шёлковый сарафан с рубахой и девичья повязка.

Сарафан был приобретён для фондов музея первым директором Иваном Гороховым в 1924 году. Жительница города Челябинска продала его за 8 рублей. В документах указано, что сарафан «старинный, старообрядческий (поморского толка), такой носили ещё лет 80 тому назад».

Костюм дополнен поликовой рубахой, традиционной для нашего региона. Сшита она вручную, но из фабричной материи. Венчает образ уникальный головной убор – девичья повязка. Этот предмет под названием «Кокошник крепостной девушки» попал в фонды музея в 2010 году из коллекции юрюзанского краеведа Леонида Николаевича Сурина.

К сожалению, точной привязки по месту и времени бытования этого головного убора нет, но очень похожая по материалам и композиции повязка хранится в Усть-Катавском историко-краеведческом музее, кстати, тоже под названием «кокошник девичий» (название ошибочное, ведь кокошники закрывали волосы полностью и предназначались женщинам замужним). Повязки девичьи шились из дорогих материалов - позумента, бархата, шёлка, рубленного перламутра, поэтому доступны были не каждой семье. Одна повязка могла служить всей деревне, переходя от одной невесты к другой.

Реконструируя яркий праздничный наряд девушки, мы ориентировались на знаменитые фотографии Михаила Круковского, сделанные в Усть-Катаве в 1908 году. На них изображена девушка в праздничном сарафане, светлой рубахе и повязке. В книге о Южном Урале Круковский указывает, что на крестьянках старинные наряды, значит, в начале XX века так уже не одевались. В таком костюме девушка середины XIX века могла отправиться на гуляния по случаю главного православного праздника.

 

Свадебный наряд из села Илек

Государственный исторический музей совместно с Центром традиционной культуры Южного Урала запускает проект «Ural look», посвящённый традиционному костюму жителей Южного Урала. Это цикл материалов, который знакомит с этнографическими костюмами, хранящимися в фондах нашего музея. А представить себе, как смотрелся наряд на девушке, помогут реплики, сшитые, вытканные и вышитые челябинскими мастерами. Свадебный наряд из села Илек (ныне Ашинский район Челябинской области).

Костюм состоит из круглого сарафана и кофты, пошитых из одной ткани, домотканых юбки и пояса и шерстяных чулок. Этот костюмный комплекс поступил в музей среди материалов, собранных этнографической экспедицией под руководством Д. И. Ткалича в 1958 г.

Интересная информация о том, как носили такой наряд, содержится в учётных документах: «Подвенечный сарафан носили до Октябрьской революции. В таком же сарафане девушка встречалась с парнем. Жительница с. Илек Дронова рассказывает: „Волосы причёсаны на прямой ряд. Бел платочек. Надеваю розовый сарафан с двумя оборками, надеваю чулки белые или цветные; зипун, отделанный чёрным бархатом. Сарафан подтыкаю — юбку видно. Жених улыбается и я тоже“».

Обладательница этого наряда сшила круглый сарафан, повторив крой, который носили её прапрабабушки, но надела поверх него кофту и сделала свой костюм похожим на популярную в то время городскую парочку — юбку с кофтой. Так девушки старались выглядеть модными, не отказываясь при этом от традиционных устоев.

Автор современной реплики нарядаЕвгения Ядрышникова — народный мастер-ремесленник Челябинской области, специалист по традиционному костюму региона. Евгения не только сшила сарафан и кофту к нему, но и подобрала аксессуары для создания идеального «лука» уральской модницы начала XX века. Шёлковый пояс соткан Юлией Немтиновой, а домотканая нижняя юбка изготовлена Ольгой Спеховой — народными мастерами Пермского края.


13.05.2022

Возврат к списку