Новости

Челябинскому троллейбусу – 80!


Завтра у челябинского троллейбуса юбилей. 80 лет назад, в воскресенье 22 ноября в 14:00 на улице Спартака возле кинотеатра «МЮД» (нынешний перекресток Кировки и проспекта Ленина) поперек улицы была протянута красная ленточка. При большом стечении народа председатель горисполкома Василий Павлов торжественно объявил движение на троллейбусной линии открытым…

14 апреля 1942 г. вышло Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР «О мероприятиях по улучшению жилищно-коммунального хозяйства Челябинской области». В числе прочего этот документ предписывал организовать в Челябинске к 25-й годовщине Октябрьской революции троллейбусное движение от Кировского завода (ЧТЗ) до центра города.

Чтобы завершить строительство троллейбусной инфраструктуры в запланированные сроки, необходима была помощь промышленных предприятий. В июле 1942 г. облисполком принимает решение об отпуске материалов трамвайному тресту, который и занимался проведением троллейбусной линии. Кировский завод передал управлению треста проволоку и катанку. Завод имени Колющенко для контактной сети изготовил болты, винты, гайки и обоймы. Энергетики Челябинской ТЭЦ оказывали практическую помощь в монтаже подстанции и фидерных линий. Лакокрасочный завод предоставил краски и лаки для ремонтируемых троллейбусов, прибывших в город с Куйбышевской эвакобазы.


YaTB1.jpg

Машины были старые, электрическое и пневматическое оборудование их находилось в неисправном состоянии. В Москву на краткосрочные курсы водителей троллейбуса направили группу из 15 девушек-комсомолок. Челябинское троллейбусное управление разместилось в здании № 66 по улице Труда, до революции известном как дом Колбина.
На заключительном этапе монтажа троллейбусной линии в Челябинске по решению исполкома горсовета и горкома ВКП(б) с 25 октября по 5 ноября 1942 г. объявлен декадник помощи строительству. В течение этого периода в соответствии с утвержденным графиком должны были быть закончены все работы по устройству трассы, западного поворотного кольца у парка культуры и отдыха, восточного кольца у ЧТЗ и площадки троллейбусного депо на улице Клары Цеткин. Более 6000 челябинцев вручную копали ямы для троллейбусных опор и натягивали контактную сеть.

К ноябрю удалось полностью закончить асфальтирование западного кольца. По улице Пушкина установили мачты питательной сети от электроподстанции № 1 (бывшая городская электростанция), начали подвеску токопроводной сети по улице Спартака.
20 ноября 1942 г. строительство первой линии троллейбуса в Челябинске завершилось. Всего смонтировано 13 километров подвесной контактной сети, проложено два километра кабеля и произведено переоборудование питательной подстанции. Кроме того, спланированы два поворотных кольца у конечных остановок, построено здание троллейбусного депо. В тот день в 23 часа в сеть новой линии был подан первый ток и начались пробные рейсы машин по маршруту № 1 – от стадиона «Динамо» до заводоуправления ЧТЗ. А с 22 ноября машины с первыми пассажирами тронулись в путь. С тех пор вот уже 80 лет челябинский троллейбус верой и правдой служит горожанам.

Это интересно:
В СССР первый троллейбус был пущен в Москве в 1933 году. Затем он проявился на улицах Ленинграда, Киева, Ростова-на-Дону и Тбилиси.

В Куйбышеве (ныне Самара) троллейбусное движение открылось на две недели раньше, чем в Челябинске — 6 ноября 1942 г.
В Свердловске троллейбус появился лишь год спустя — 17 октября 1943 года. 

В годы войны на маршрут выходили троллейбусы Ярославского автомобильного завода ЯТБ-1 с деревянным кузовом, обшитым тонкой листовой сталью. До войны также выпускались троллейбусы марки «ЛК» («Лазарь Каганович»)

Фото: из газеты "Челябинский рабочий" (ноябрь 1942 года) и свободного доступа


21.11.2022

Возврат к списку