Новости

Как открыть музей для туристов не только …


В Историческом музее Южного Урала провели семинар для руководителей и сотрудников музеев Челябинской области. Тема встречи — «Музей в туристическом пространстве региона». В качестве спикеров пригласили профессиональных деятелей культуры, специалистов от ведущих областных туроператоров, а также опытных дизайнеров и проектировщиков туристических и музейных продуктов.

Директор Государственного исторического музея Южного Урала Полина Глинских поприветствовала коллег, и отметила, что важно изучать успешные практики друг друга и применять новые формы работы в своих учреждениях, тем самым повышая интерес посетителей к музеям в целом.

— Сегодняшняя программа открыла новые возможности для интеграции музеев в туристическое пространство нашего региона, — добавила Полина Глинских. — Поэтому я искренне верю, что вся информация, которую мы сегодня получили, станет ключиком к открытию нового музейного потенциала в современном мире.

Первый заместитель министра культуры Челябинской области Ирина Анфалова-Шишкина выступила с докладом о перспективах и планах развития музейной деятельности и рассказала о том, как на данный момент построена работа по модернизации и включению региональных музеев в популярные и новые туристические маршруты Южного Урала.

Специалисты Центра проектного развития территорий и туризма Челябинской области Анна Троицкая и Анна Калачёва зажгли в глазах музейной аудитории искры уверенности в том, что музеи могут и должны влиять на развитие туристических территорий и становиться центрами притяжения и формирования имиджа края — если уйти от устаревших практик и нацелиться на инновационные подходы.

Как спроектировать современный музей для нового поколения с непременной мыслью о тех людях, которые ещё не родились, но обязательно станут посетителями музейных экспозиций будущего — рассказал Игорь Булыгин, директор студии дизайна Mossa. В качестве примера новой музеологии эксперт привёл небольшой музей природы Бурятии, где воплотилась концепция умного пространства с учетом потребностей различных категорий посетителей.

Руководитель корпоративного музея «Магнезит» города Сатки Галина Головко поделилась свежими идеями музейного перерождения. Она отметила насущную потребность как детей, так и взрослых прикасаться к истории в буквальном смысле, и обязательно участвовать в заманчивых интерактивных процессах, которые предлагает новая концепция музейного пространства.

— Ящички с секретами и открытое депозитарное хранение предметов, уличные экскурсии, мультимедийные технологии и интересные программы для разных возрастных групп — всё это повышает престиж музея в восприятии людей, — пояснила Галина Головко.

Как и чем привлечь посетителей, точно знает Константин Мажуев — разработчик музейных квестов и партнёр многих российских музеев (в том числе и ГИМ ЮУ). Он рассказал об иммерсивных технологиях в мировой музейной практике — начиная от самых простых и доступных (реплики предметов, шерсть животных из экспозиции для прикосновений, песочница для раскопок) и заканчивая современными средствами обеспечения экспозиции.

— Это не только мультимедийные экраны, позволяющие посетителям «примерить» на своё отражение различные образы или получить дополнительную информацию, — говорит Константин Мажуев, но и разработка специальных приложений дополненной реальности и даже аудиовизуальные спектакли, интегрированные в тематическую экскурсию.

Для чего вообще в современном музее нужна иммерсивность как способ погружения в некое параллельное пространство, где можно и нужно трогать, эмоционально проживать экскурсию, осознавать скрытые смыслы, использовать новые информационно-коммуникационные технологии, — рассказала Анна Терновская, директор турфирмы «Каникулы».

Всё дело в новой реальности, где музей затерялся среди огромной массы развлечений и всеобщего информационного перенасыщения. Клиповое мышление правит умами поколений настоящего, а мир настолько быстро меняется, что любые технологические новинки спустя всего несколько месяцев устаревают.

Музей, наравне с библиотекой, уже давно не является единственным источником информации о прошлом. Он перерос сам себя, и стал многофункциональной познавательно-досуговой средой — коворкингом и кафе, фотостудией и местом общения и встреч, развлекательным центром и неотъемлемой частью туристического кластера, точкой притяжения профессиональных сообществ и учащихся всех возрастов.

Как музею преодолеть существующие барьеры и замотивировать посетителей, при этом оставшись хранителем традиций и культурных ценностей? Как выстроить новое музейное пространство и выиграть в конкурентной борьбе за внимание молодежи, не растеряв при этом зрелую аудиторию? «Зацепить», создать эмоциональную связь с посетителем, придумать легенду, добавить интерактива и тактильности, организовать фестивали и различные тусовки, взаимодействовать с местными властями и коллегами из смежных областей, образовать новые сферы для восприятия и немного приоткрыть «закулисье», обыграть экспонаты и научиться захватывающему сторителлингу — вот лишь некоторые рекомендации, прозвучавшие на семинаре.

И, конечно же, помнить о своей эксклюзивности, ведь музей хранит огромное количество уникальных артефактов, которые живут вне времени — эти предметы пришли к нам из прошлого и уйдут к нашим далёким потомкам, и в этом их трепетная неповторимость.

Только в музее туристы и школьники могут увидеть подлинный предмет как достояние, как бесценное наследие, а уж рассказать о нём и наполнить его смыслами, объяснить его ценность доступным для поколения «зуммеров» языком — в этом задача интерактивных приёмов и мультимедийных технологий.

Фото: Татьяна Журавлёва


Фотографии

07.06.2024

Возврат к списку