С историей некоторых произведений выставки «Карл Фаберже и русские ювелиры XIX–XXI веков»
вы можете познакомиться до ее открытия, информация о них размещена ниже
Брошь
Санкт-Петербург, фирма Ф. Кехли, 1899–1904
Золото, бриллианты, алмазы огранки «роза», сапфиры
Браслет «кабинетский»
Санкт-Петербург, Фирма Ф. Кехли, 1899-1908
Золото, сапфир, алмазы
Брошь в футляре
Брошь
Санкт-Петербург, фирма К. Фаберже, эмалевый декор - Г. Вигстрем
Монета - 1775 г., оправа - 1908-1917 гг.
Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза»,
штамп (монета), живопись по эмали, выпиловка, монтировка
Брошь c монетой 1775 г. представляет собой редкостный, единственный в своем роде образец ювелирных украшений, созданных прославленной российской фирмой Карла Фаберже. Исполнителем броши является главный ювелир (с 1903 года) фирмы – Генрик Вигстрем, в мастерской которого после смерти его предшественника Михаила Перхина были созданы почти все пасхальные императорские яйца. Помимо этого мастерская производила художественные изделия из серии objets de fantaisie, ювелирные детали для камнерезной пластики и флоральных этюдов, драгоценную галантерею и аксессуары, а также ювелирные украшения. Последних сохранилось наименее всего в наследии прославленного мастера, так как небольшие драгоценности пострадали во время революции, гражданской войны и последовавших за ними распродаж национального достояния на антикварных рынках Запада. К тому же, бежавшие из большевистской России владельцы украшений царского мастера, могли вывезти с собой лишь небольшие и драгоценные предметы, а множество драгоценностей было разобрано и обезличено. Поэтому в известных нам коллекциях российских государственных музеев украшения с клеймом Г. Вигстрема отсутствуют, тем более столь оригинальные, как данная брошь.
Оборотная сторона броши, реверс монеты
Предмет интересен не только как образец работы прославленного ювелира, но и как редкий артефакт, в основе которого – старинная золотая монета достоинством в 10 рублей. Карл Фаберже был большим знатоком нумизматики и нередко вставлял в свои произведения монеты, большей частью старинные, относясь к ним с большим уважением. Обычно монеты, вмонтированные в изделия, открыты с обеих сторон, и можно разглядеть их аверс и реверс. В основе данной броши – монета 1775 года, открытая, по традиции с обеих сторон, с бюстом Екатерины II на аверсе, с аббревиатурой «СПБ» и надписью: «Б М ЕКАТЕРИНА II IМП IСАМОД ВСЕРОС». На реверсе надпись: «1775 IМПРСКАЯ РОССIИС МОН ЦЕНА ДЕСЯТ РУБ». Главным средством художественной выразительности предмета является, безусловно, живописная эмаль, которой покрыто рельефное изображение царицы.
Во всех мельчайших подробностях выписаны пудреная прическа Екатерины II с длинным локоном через плечо и нитями жемчуга в волосах, парадное платье, золотая порфира с горностаем, лента ордена и звезда. Чрезвычайно оригинально решены украшения: небольшая корона и орденский знак исполнены из алмазов огранки «роза», искусно вплетенных в живописную ткань портрета. Их сверканию вторят бриллианты в фаден-гризантной закрепке по краю монеты. Использование алмазов и бриллиантов, а также декоративной живописной эмали переводит монету в статус драгоценностей – нешаблонных и чрезвычайно редких.
Сотуар
Происходит из клада, найденного в Москве на Солянке в 1991 г.
Москва, фирма К. Фаберже, начало ХХ в.
Платина, золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», сапфиры
Брошь-медальон-кулон
Москва, фабрика И. Чичелева, 1880-е гг.
Золото, бриллиант, сапфиры, рубины, жемчуг, стекло; эмаль
Неиссякаемым источником идей для мастеров-серебряников второй половины ХIХ - начала ХХ столетия было древнерусское искусство и фольклорное, народное творчество. Большая часть работ из серебра в «оригинальном русском стиле» выполнялась в первопрестольной столице с ее старинными теремами и древними храмами, которая была символом всего национального и самобытного. Московская фабрика Карла Фаберже, фирма П. Овчинникова, предприятия М. Семеновой, Н. Зверева, Ф. Рюкерта создавали изделия, подражающие произведениям эпохи средневековья, украшенные традиционной эмалью по скани и старинными травными узорами.
Художники и мастера ювелирных предприятий набирались русского духа, обращаясь и к «забытым тайникам» крестьянского быта, а также внимательно присматриваясь к современной русской художественной промышленности, важнейшую роль в которой играли художники В. Васнецов, К. Коровин, М. Врубель, А. Головин, Е. Поленова, М. Якунчикова.
Вполне утилитарные вещи, например, вазочки, шкатулки, принимали традиционные формы чугунков, жбанчиков и ларцов-теремков. Национальный колорит последних знаменитый московский "живописец по эмали" Федор Иванович Рюкерт усиливал, помещая на предметах миниатюрные живописные эмалевые композиции: Так, красочная боярская сценка украшает крышку коробочки: пожилой седобородый боярин пытается купить расположение молодой гордой красавицы, протягивая ей нитки разноцветных бус. Целый ряд серебряных изделий в русском стиле: бонбоньерки, ларцы, пояс, портсигары с яркой полихромной эмалью по скани, – образуют на выставке отдельную группу.
Коробочка
Москва, мастерская Ф. Рюкерта, 1908–1917
Серебро; живопись по эмали, эмаль по скани
Если в серебряном деле эпохи историзма «русский стиль» был мощным и, пожалуй, определяющим направлением, то в золотых и ювелирных украшениях он не оставил заметного следа. Тем не менее в собрании Музеев Московского Кремля находятся несколько подобных редких произведений. Они тоже составляют небольшую, но чрезвычайно показательную группу на выставке, в центре которой – великолепная брошь-кулон, являющаяся одновременно медальоном, исполненная прославленным в свое время мастером Иваном Дмитриевичем Чичелевым. Он был удостоен наград на международных художественно-промышленных выставках ХIХ столетия: Лондонской 1862 года, Парижской 1867 года, Филадельфийской 1876 года и Венской 1873 года, на которой король Италии Виктор Эммануил приобрел колье И. Чичелева с разноцветными драгоценными камнями в эмальированных кастах, с жемчужными кистями и аграфами из сапфиров и рубинов.
Его мастерская золотых и серебряных изделий, существовавшая с 1815 года, была достаточно крупным ювелирным заведением: при тридцати рабочих и двадцати учениках сумма ежегодного производства достигала 150 тысяч рублей. Иван Чичелев состоял придворным поставщиком итальянского короля Виктора Эммануила и австрийского императора Франца Иосифа II, имея также высшую награду для мастеров в России – Государственный герб за качество изделий. Российская пресса подчеркивала, что Иван Дмитриевич мог конкурировать даже и со всемирно известными парижскими ювелирами утонченностью ажурных работ с драгоценными камнями. Обозреватели на протяжении многих лет неизменно отмечали «оригинальность его моделей, выполненных в стиле, напоминающем древнерусские орнаменты».
Брошь из собрания Музеев Московского Кремля, сотканная из ажурных золотых узоров, покрытых синей и зеленой эмалью, несколько напоминает старинные пластинки-запоны, как европейские, так и восточные, из которых в России в ХVII веке составляли сверкающие полосы-«кружева», украшавшие одежды и культовые предметы.
Знаменитого мастера привлекала многокрасочность русского ювелирного искусства, его колористическое и орнаментальное богатство. В духе русского узорочья он соединил в этом произведении яркие, контрастные по цвету камни – сапфиры, рубины, сияющие бриллианты и матовый жемчуг. Усложненные формы, броская, порой непомерная, декоративность - таковы черты его фирменного стиля.
Брошь
Санкт-Петербург, фирма «К.Э. Болин», 1904–1908
Мастер С. Швен
Золото, серебро, бриллианты, алмазы огранки «роза», цитрин
Брошь выполнена в мастерской Софии Швен, входившей в состав прославленной петербургской фирмы «Карл Эдуард Болин» - старейшей в Российской империи, чья история началась еще в конце ХVIII столетия. Основатель дела – столичный брильянтщик Андрей Григорьевич Ремплер имел почетное звание придворного ювелира императоров Павла I и Александра I. Дело продолжили зятья удачливого выходца из Саксонии - немец Эрнст Ян и швед Карл Эдуард Болин, чье имя после смерти компаньона получила фирма. Карл Эдуард Болин, который пользовался особым благоволением царской семьи.
Производство ювелирных украшений было главной отраслью в творчестве ювелиров фирмы “Болин”. Петербургский филиал специализировался на выпуске драгоценных брошей, диадем, колье, запонок, галстучных булавок и тому подобной продукции, львиная часть которой предназначалась для нужд царской семьи. Со дня своего основания и на протяжении последующих ста лет ювелиры семьи Болин постоянно поставляли императорскому и великокняжеским дворам свои произведения. Сыновья Карла Эдуарда - Эдуард и Густав Болины, в чье владение перешла фирма в 1864 году, с этого же времени стали Оценщиками Кабинета его императорского величества и придворными ювелирами. За благотворительные дела и полезную деятельность на почве отечественной торговли и промышленности ювелиры Болины были возведены в 1911 году в Российское потомственное дворянское достоинство - случай уникальный в истории ювелирного искусства Империи.
Наследие фирмы “Болин” сохранилось фрагментарно, и частично причина в том, что петербургское предприятие семьи было ориентировано не на выпуск большого количества изделий разнообразного ассортимента, а специализировалось на изготовлении изысканной ювелирной дорогостоящей продукции, лучшие образцы которой стали частью коронных ценностей империи. Так, клейма главного ювелира Софии Швен стояли на предметах роскошной парюры - набора ювелирных украшений из одинаковых камней (изумрудов и бриллиантов),- отличавшихся единством художественного решения. Парюра была выполнена для императрицы Александры Федоровны – супруги последнего русского царя.
Выпуск массовой продукции для самой разной клиентуры не стоял на повестке дня владельцев фирмы, в отличие от их конкурента Карла Фаберже. Множество украшений фирмы «Болин» погибло во время революции и гражданской войны. Их зачастую разбирали, вынимая крупные, ценные камни, а оправы превращали в слитки. Так были утрачены все украшения фирмы, созданные на протяжении ХIХ столетия по императорскому заказу. Без преувеличения можно сказать, что каждый образец прославленного предприятия является ныне редкостью своего рода, тем более такой, как данная роскошая брошь, отличающаяся мастерским подбором материалов, изысканным и совершенно нестандартным дизайном и великолепием ювелирной работы.
Как и в других образцах фирмы в центре изделия помещен уникальный камень – насыщенный по цвету цитрин, чье золотое сияние эффектно контрастирует с белизной бриллиантов, которыми выложены две змейки, окаймляющие крупную вставку. Современники особо отмечали виртуозную закрепку, которой славились мастера фирмы «Болин», умевшие крепить «веские камни в мелкие гнезда», так что металл, их поддерживающий, совершенно исчезал.
Брошь
Санкт-Петербург, фирма «К.Э. Болин», последняя четверть XIX в.
Мастер В. Фиников
Золото, бриллиант, сапфиры
Брошь
Санкт-Петербург, последняя четверть ХIХ в.
Мастер-монограммист АК (А. Карпенко?)
Золото, бриллианты, алмазы огранки «роза», демантоиды
Помимо броши с клеймом Софии Швен на выставке представлены и другие украшения фирмы: две броши с клеймами ювелиров Владимира Финикова и Андрея Карпенко, сотрудничавших с братьями Болинами: одна из них имеет вид василька с лепестками, выложенными густо-синими сапфирами-кабошонами пиковидной огранки, а другая представляет собой пучок укропа, усыпанный «уральскими изумрудами» - яркими демантоидами (зелеными гранатами).
Несессер с карандашом для бровей
Санкт-Петербург, 3-я артель ювелиров, 1908–1917
Золото, серебро, зеркальное стекло, недрагоценный металл, синтетические рубины, дерево, графит; эмаль по гильошировке, выемчатая эмаль
Несессер выполнен петербургской 3-й артелью, которую создали бывшие мастера прославленной фирмы К. Фаберже. Артели были особой формой объединения ювелиров и серебряников в целях совместного производства и сбыта продукции. Они возникали, в основном, в 1910-х гг. в Санкт-Петербурге, Киеве, Москве, где их было более тридцати. Как правило, эти предприятия специализировались на производстве определенных типов изделий: так, московские 4-я и 14-я артели создавали репрезентативные оправы для стеклянных и хрустальных изделий, 6-я и 20-я артели – вещи в русским стиле с полихромной эмалью по скани, а 1-я петербургская артель продолжала лучшие традиции ведущего серебряника фирмы К. Фаберже Ю. Раппопорта. Поскольку в артели вступали, как правило, предприимчивые, талантливые люди, уже овладевшие тайнами ремесла на известных фирмах, то качество производимых ими произведений было на высоком уровне. Несессер служит тому красноречивым свидетельством.
Элегантный предмет выполнен из серебра и декорирован снаружи двумя видами эмали – выемчатой, в виде белых параллельных полосок и прозрачной голубой по гильошированному фону муара. Помимо этого корпус отделан лиственными поясками цветного золота в неоклассическом вкусе, популярном в начале ХХ столетия. Кнопочные замки украшены рубинами-кабошонами. В торце баульчика находится отверстие, в которое вставлен карандашик для подведения бровей в золотой оправе с рубином-кабошоном. Внутри несессер имеет несколько вызолоченных отделений для пудры, помады, румян, два откидных зеркала на шарнирах – овальное и прямоугольное Подобные «полезные» предметы зачастую преподносили в качестве дорогих, изысканных подарков. недаром, внутри гравирована дарственная надпись: «Если любишь, сохраняй, а разлюбишь, потеряй».
Колье «Весна» – редкий образец эксклюзивных драгоценностей, создававшихся в советское время на Свердловском ювелирном заводе. Автор эскиза Борис Гладков, прошедший Великую Отечественную войну и получивший академическое образование, с начала 1960-х гг. являлся главным художником предприятия. Долгие годы под его руководством формировался узнаваемый стиль уникальных бриллиантовых украшений, изготавливаемых на Урале на экспорт во второй половине XX столетия. Изделия, выполненные по дизайну Б. Гладкова, экспонировались на тридцати международных выставках, в том числе в Генуе, Дамаске, Париже, Монреале, Осаке и Лондоне, и ста отечественных – в Москве и в других городах.Колье «Весна»
Свердловский ювелирный завод, 1978
Художник Б. Гладков, ювелир-модельер М. Лесик
Золото, бриллианты, изумруды
У Бориса Гладкова было свое представление о том, каким должно быть ювелирное украшение. Как отмечала известный уральский искусствовед Вера Копылова, «он отказывается от массивной монолитной формы… его увлекают подвижность, изменчивость». Драгоценное украшение, считал Гладков, должно быть соразмерно человеку, в нем должно присутствовать некое благородство: «чтоб с ним легко и долго жилось, чтоб не возбуждало оно тщеславного удовольствия, а уводило в иной, внеэгоистический, художественный мир».
По словам самого художника, колье «Весна», выполненное вручную из белого золота, высоко ценимых в мире отечественных бриллиантов и уральских изумрудов, – предмет его особой гордости. Блестящее качество его изготовления является заслугой целого коллектива высокопрофессиональных мастеров завода. Три месяца над ним работал модельер и талантливый художник М. Лесик, три – ювелиры-закрепщики (Бартош, А. Тарасов, Г. Караваев) во главе с модельером-закрепщиком А. Демьяновским, два – лучшая полировщица И. Клименко, родирование осуществила Г. Мухаметова. Имена этих людей, принимавших участие в работе, сохранил для истории Б. Гладков, передав часть своего архива в кремлевский музей. Это тем более ценно, что в советское время даже художники, проектировавшие заводские украшения, оставались неизвестными широкой публике, оставаясь своего рода «собственностью» государственных предприятий.
Колье «Весна» входит в небольшую, но уникальную группу драгоценных украшений середины 1970 – начала 1990-х годов, сохранившихся только в Музеях Московского Кремля. Они дают нам представление о том, как выглядели дорогостоящие бриллиантовые изделия, созданные лучшими силами отечественной ювелирной промышленности почти полвека назад.
Браслет «Ласточки»
Москва, 2017
Художник-ювелир И. Фазулзянов
Золото, горный хрусталь, бриллианты, горячая ювелирная эмаль; выемчатая эмаль
по гравированному фону, двусторонняя роспись по эмали
Брошь-подвеска «Стрекоза»
Новосибирск, 2018
Художник-ювелир М. Балдин
Белое и желтое золото, бриллианты, сапфиры, титан
Образная составляющая ювелирных произведений всегда была и остается сильной стороной творчества российских художников. Ярким примером этого являются новаторские украшения новосибирского художника-ювелира Марка Балдина. В течение двадцати лет М. Балдин очень активно работал, демонстрировал свои изделия и участвовал в национальных художественных конкурсах Международной выставки JUNWEX в Москве и Санкт-Петербурге, Международной выставке «СибЮвелир» и «СибСамоцветы» в Новосибирске и многих других. В его послужном списке около сорока наград первой и высшей степеней. В 2010 году на конкурсе Международной выставки «Образ и форма» в Санкт-Петербурге он был удостоен гран-при.
Все произведения М. Балдина выполнены в многодельных ручных техниках и обладают сложными композиционными структурами. Художник использует самые разные материалы – титан, сталь и золото, драгоценные и поделочные камни. Характерными особенностями авторского стиля являются удивительно изящные кружевные орнаменты, выпиленные вручную из сине-фиолетового титана и золота.
Брошь-подвеска «Стрекоза» относится к программным произведениям автора, в которых он ставит перед собой новые художественные задачи и стремится к еще более виртуозной технике исполнения, чем в предыдущих работах. Эстетическая выразительность украшения строится на оригинальной интерпретации стилистики модерна, восточного орнамента и приемов реалистического искусства. Условно-декоративная трактовка образа гармонично сочетается с природным по своему характеру рисунком крыльев стрекозы. Их хрупкие перегородки очень тонкие – при определенном ракурсе создается впечатление, будто линии золотого ажура растворяются в воздухе, словно выполненные из тюля, а не из металла. Синие титановые вставки, бриллианты на крыльях подчеркивают прозрачность и легкость «живой материи». Ювелирное богатство формы автор демонстрирует в художественном решении головки, тельца и хвоста стрекозы, смонтированного из подвижных орнаментальных звеньев из желтого золота, титана и сапфиров.
Брошь-подвеска «Стрекоза» получила высокую оценку профессионалов и почитателей таланта мастера. Впервые произведение было показано осенью 2018 года на XIV Международной выставке JUNWEX МОСКВА и удостоено первой премии Всероссийского конкурса ювелиров «Лучшие украшения России».