«Где здесь пьеса?»

«Где здесь пьеса?»

В рамках фестиваля современного искусства «Дебаркадер» состоялась читка пьесы Валерия Шергина «Бежать». На этот раз гостей пригласил к себе Челябинский молодежный театр. Журналистка Ирина Файзуллина в своем блоге поделилась впечатлениями. С удовольствием цитируем ее отзыв и прикладываем фотоотчет музейного фотографа Валентины Толмачевой.

«Хитросплетения многогранного любовного треугольника (мальчик любит девочку, девочка любит девочку, а та мечется между обоими) в эпоху соцсетей и заменяющих полноценное общение лайков оборачиваются кровавой трагедией и оставляют у зрителя долгое послевкусие, в котором главной нотой проявляется вопрос: “А умею ли я любить?”

И, кажется, немногих собственные ответы действительно радуют...

Обсуждение выдается живым, острым, проявляющим и поколенческие особенности восприятия. Драматург, присутствующий на читках, поясняет, что пьеса была создана для поколения “ВКонтакте” и Facebook, а не “Одноклассников”. И вот уже старшее поколение вздыхает: “Жалко нынешнюю молодежь... Я вижу трагедию, а они смеются”, а молодое старается объясниться: “Над собой смеемся, так проявляется реакция на то, что окружает нас ежедневно и уже перестает замечаться”. Новое звучание приобретает увиденное, когда Валерий Шергин вдруг отмечает, что все персонажи — невыдуманные, и пьеса во многих деталях автобиографична: “Можно пойти к психотерапевту, а можно написать пьесу. И посмотреть на происходящее со стороны”.

Зрительный зал, до этого бурно дискутировавший на тему “Где здесь пьеса?” и “Зачем столько неприличных слов? Или, наоборот, их недостаточно?”, на мгновение замирает и — замахивается на гораздо более всеобъемлющие темы: что такое любовь? где проходит грань, отличающая истинное чувство от потребительского желания обладать? может ли быть любовь свободной или к одному человеку — и на всю жизнь? И как же понять, что любовь — настоящая, когда живешь в эпоху, где “бежать” — едва ли не главный лейтмотив? Вспоминается знаменитая “Алиса в стране чудес”: “Чтобы стоять на одном месте, нужно бежать очень быстро. А чтобы куда-то попасть, нужно бежать еще в два раза быстрее!”

И вот тебя все больше захватывает круговерть соблазнов и возможностей, манят “дороги и города”, как мечтательно говорит одна из героинь пьесы Стю, а на то, чтобы остановиться и разобраться в себе, не остается ни времени, ни сил. А не распутанный любовный клубок в итоге оборачивается смертью одного возлюбленного и тюрьмой другого...

Обсуждение по накалу эмоций почти не уступает самим читкам. Хотя отношение к пьесе было высказано очень разное, все сходятся на том, что актеры великолепно справились с текстом и вдохнули в него настоящую жизнь. Хотя и сам текст достаточно сложен для произнесения, и говорить его на одном дыхании, как требует даже и название пьесы — “Бежать”, еще сложнее, вкладывая при этом в произносимое целый спектр эмоций и ощущений.

Общий итог обсуждения можно выразить одной фразой Валерия Шергина: “Читки — просто огонь! А если еще и подсократить кое-где — то ваще будет!..” (драматург согласился с оценкой одного из зрителей, что материал оказался несколько подзатянут)».


Фото Валентины Толмачевой

Возврат к списку