18.11.2013

"Они" смотрят на нас

"Они" смотрят на нас

Пожалуй, у многих есть фотоальбомы, хранящие маленькие моменты большой жизни. Листая страницу за страницей, мы погружаемся в историю своей семьи. Обращение к старым снимкам вдохновило художника Владимира Горбунова на создание арт-проекта «Они». С помощью графитовых и акварельных карандашей он перенёс старые фотографии на бумагу большого формата.

На открытии выставки в Челябинском краеведческом музее собрались друзья и родственники художника. Маленький Всеволод Владимирович радостно показывает пальцем на одну из работ. «Узнал деда! Ещё бы, в таком размере трудно не узнать!» — обнимая сына, поясняет Владимир.

Рисунок «Без названия», изображающий мужчину на переднем сиденье автомобиля, открывает экспозицию. «Это такая “Машина времени”: современный нам человек едет на автомобиле и бросает взгляд на своих родственников. Мы смонтировали выставку так, чтобы этот взгляд был направлен на остальные работы»,— поясняет куратор выставки Елена Лунина.

Самые ранние снимки, с которыми работал Владимир Горбунов, сделаны в конце 19 — начале 20 века. Ушли в историю не только имена фотографов, но и имена некоторых родственников.

– Вот тетя Маруся. В этом году ей исполнилось бы сто лет! — говорит Владимир в окружении своей семьи.

– А это дядя Гриша,— вспоминает кто-то из родственников.

– Дядя Гриша? Неужели? Ну вот, ещё одного родственника узнали! — удивляется автор. Вот такую трогательную беседу мы услышали на открытии выставки!

Проект был создан в 2010–2012 годах, во время обучения Владимира Горбунова в Санкт-Петербургской Академии художеств. По словам художника, он долгое время не мог побороть в себе стереотипное представление о рисовании с фотографий. Впрочем, называть себя бунтарём он не хочет. «Просто захотелось пережить те мгновения. Ведь это не чужие мне люди,— делится Владимир.— Однажды я заметил, что они на меня смотрят оттуда. И непонятно, кто здесь зритель. Отсюда и название — “Они”».

Рисунки впечатляют своими размерами — 2´3 метра, тем более что монументализм несвойствен графике. Размах позволяет прорисовывать детали одежды: тонкое кружево воротничков, складки, пуговицы… «Художник попытался передать атмосферу винтажной фотографии,— говорит Елена Лунина.— Он изображает заломы, потёртости. Края работ специально порваны. То есть он пытался воспроизвести фотографию именно в том виде, в каком она сохранилась».

Одна из посетительниц выставки, ученица художника Мария Самоделкина, долго и внимательно вглядывается в каждую деталь рисунков. «Очень необычные работы! — восторженно говорит она.— Лично мне по фото очень тяжело рисовать, ведь глядя на снимок, сложно чувствовать пространство. А здесь — необыкновенная реалистичность!»

Сейчас Владимир и его ученики занимаются академической живописью. Планы ближайших выставок пока держатся в секрете, но художник намекнул, что следующий проект, скорее всего, будет связан с его родным городом Миассом. А вот продолжить серию «Они» Владимир не планирует.

Гуляя по выставке, вспоминаешь строки из старой песни:

И летят за страницей страницы —

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

У сегодняшнего поколения «лайков» и «репостов» другие представления о фото и его значении. Невольно задумываешься: есть ли в наших «инстаграмах» фотографии, по которым наши потомки создадут шедевры?

 

Ирина Абрамова,

фото автора

Возврат к списку