Современное искусство в поисках «настоящего»

Современное искусство в поисках «настоящего»

Современное искусство в поисках «настоящего»

В краеведческом музее продолжается фестиваль современного искусства «Дебаркадер-2015».

Среди инсталляций и скульптур, живописи и графики артисты челябинских театров и творческие коллективы собирают зрителей на современные постановки и спектакли. Что-то кажется интересным и понятным, что-то заставляет хмурить брови и недоумевать. Таково оно, творчество наших дней — контрастное, неожиданное, символичное, и как любое творчество — на любителя.

Перформанс «Отражение» в исполнении коллектива «НЕтеатрБО» стал самым загадочным на сегодняшний день мероприятием фестиваля. Зрители, разместившиеся на креслах возле бассейна в дебаркадере музея, никак не ожидали, что станут частью самого действа…

– Когда оно началось? И идет ли вообще? Что происходит? — шепотом спрашивали друг друга гости, но оставались на местах в надежде уловить смысл происходящего.

А люди вокруг играли, ходили. Они пританцовывали и дарили друг другу цветы, ловили солнечных зайчиков и блики, о чем-то говорили, строили каменные мостики в воде.

– Легкое ощущение безумия,— шептал тихонько музейный фотограф.— Только кто из нас сходит с ума — мы или они?

Члены коллектива «НЕтеатрБО» — это люди самых разных профессий: журналисты, студенты, врачи, психологи… Они устраивают импровизации, далекие от театра, не имеющие логически стройного сюжета, зато наполненные эмоциями и философским контекстом. Во всей своей полноте они рождаются в момент встречи со зрителем. Так было и вчера. И вот кто-то из посетителей уже играет вместе с участниками, а кто-то по-прежнему пытается понять, какова же цель этого действа.

Секреты приоткрыл один из руководителей коллектива, челябинский психолог Вадим Морозов:

– Ключевая идея всего, что здесь происходит,— прожить максимально подлинно то время, которое дано программой — эти полтора часа. Прожить их такими, какие мы есть, с тем миром, который есть вокруг нас на данный момент. В мире ощущается острый дефицит подлинности, «настоящности» людей. Поэтому мы вместе с режиссером Камерного театра Олегом Хаповым около пяти лет назад задумали устроить вот такие импровизации. В них нет ни театра, ни психологии. Люди встречаются и начинают импровизировать, рождаются какие-то общие сиюминутные чувства, дела, диалоги, получаются истории. То, что происходит в этих сценках,— это ежеминутное переживание человека. Есть перед нами вода и зеркала — значит, есть возможность отразиться, увидеть себя настоящими. Сначала в воде, потом друг в друге, а потом в тех людях, которые нас окружают — в зрителях. И кто-то из них вдруг начинает вступать с нами в контакт, начинает что-то делать вместе с нами. Отбрасываются скованность и стыд, и мы начинаем переживать общую историю. Часто бывает, что за полчаса какой-то спонтанной деятельности с незнакомым человеком ты ощущаешь такую гамму чувств, какую, бывает, переживают люди, прожившие вместе несколько лет. Когда получаются такие истории — это прекрасно.

Вот и в музее за полчаса разрозненных действий сложился на воде узор из зеркал и камней. Затем разыгралась сцена любви, где два человека не могли быть вместе из-за вечных преград, а каких — каждый понял по-своему: расстояния, непонимания или страха. Юноша и девушка сходились и расходились, пытались понять друг друга. И все это рождалось здесь, на месте, на глазах у зрителей, которые с трудом могли поверить, что заданного сюжета у участников нет, а уж репетиций тем более.

– Я отражаюсь в воде, как в зеркале, и отражаюсь в другом человеке, как в воде. Я знаю, кто я, но мои чувства этого не знают, и чтобы узнать себя лучше, мне надо увидеть свое отражение в другом человеке,— так загадочно передал основную мысль представления Олег Хапов. Точно так же он озвучил ее за несколько минут до начала импровизаций со своим коллективом. А дальше люди играли, как чувствовали, вернее, не играли, а жили, и приглашали прожить это время вместе с ними всех присутствующих.

Кто-то откликнулся, кто-то постеснялся, но никто не ушел, всем хотелось остаться на этой необычной площадке, среди этих необычно раскованных и улыбающихся людей.

– На самом деле даже для нас сегодня было немножко необычно,— делится эмоциями Вадим Морозов,— это была своего рода, премьера, потому что мы нечасто выходим с импровизациями на внешний круг, на неподготовленных зрителей. Поэтому и раскованность ко многим участникам пришла не сразу. К тому же сегодня впервые встретились два состава — «старички» и новенькие участники. Так что этот вечер был вдвойне спонтанным и импровизированным. И все же, как мне показалось, отклик был, а это самое главное.

Театр и НЕ театр встречаются в самом необычном арт-пространстве краеведческого музея — зале «Андеграунд». Для таких творческих экспериментов, необычных замыслов, для самого загадочного и трогательного, простого и непонятного, странного, но все же не бессмысленного современного искусства и подготовили его музейщики.

Впереди гостей ожидает еще много интересного — как традиционные театральные постановки, так и необычные перформансы, а также творческие встречи и круглые столы.

Мы приглашаем всех желающих на наши мероприятия и встречи!

   Вера Вяткина,

 Фото Валерия Жирохова


ПРОГРАММА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ФЕСТИВАЛЯ:

 

САША, ВЫНЕСИ МУСОР! / А РЫБЫ СПЯТ?

Читка двух пьес. «НЕтеатрБО» и Камерный театр

Продолжительность 3 часа. Вход свободный

19 ноября в 18:00

Видеозал

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА с Еленой Сластниковой

25 ноября в 18:00

БОГАЧ-БЕДНЯК (БОМЖИ ИЗ ФОРБСА). «НЕтеатрБО»

Перформанс

Продолжительность 1 час 20 минут. Вход свободный

27 ноября

музейно-выставочный центр (вход со стороны набережной)

ТВОРЧЕСКАЯ ВСТРЕЧА с Вячеславом Харюшиным и Юрием Сычевым. 

28–29 ноября в 18:00

Челябинский молодежный театр (ул. Кирова, 116)

БЕЖАТЬ! Автор Валерий Шергин. Молодежный театр

Читка пьесы

Продолжительность 1 час 30 минут

2 декабря в 18:00

Дебаркадер

СТРЕКОЗА. Стихи Веры Павловой. Новый художественный театр.

Драматический эксперимент с поэтическими текстами Продолжительность 30 минут. Вход свободный

3 декабря в 18:00

Дебаркадер

НАДО ЛИ ГОБЛИНУ ЕХАТЬ ДО ДУБЛИНА... Автор Егор Черлак. Новый художественный театр.

Читка пьесы

Продолжительность 50 минут. Вход свободный

Декабрь (дата уточняется)

КРУГЛЫЙ СТОЛ «Современное искусство в Челябинской области»

7 декабря

ЗАКРЫТИЕ ФЕСТИВАЛЯ

Возврат к списку