Засвет! «Челябэнерго» приглашает горожан на уникальную фотовыставку

Засвет! «Челябэнерго» приглашает горожан на уникальную фотовыставку

Засвет! «Челябэнерго» приглашает горожан на уникальную фотовыставку

В Челябинске начала работу фотовыставка «Засвет» –  проект, приуроченный к 75-летию создания энергосистем Урала и Прикамья, запущен сразу на нескольких статусных творческих площадках Большого Урала. Для представления публике отобрано порядка 200 снимков, а также презентован двухтомник, посвященный юбилейной дате. 

Накануне состоялось торжественное открытие выставки в арт-галерее Ельцин Центра в Екатеринбурге. Эстафету принял Челябинск: жители и гости столицы Южного Урала познакомились с экспозицией в музейно-выставочном центре Государственного исторического музея Южного Урала, а с 17 июля по 7 августа фотографии будут размещены в галерее «Открытый город» на пешеходной Кировке.

Авторами на афише выставки значатся фотограф-художник Александр Соколов (MA in Photography, Arles, France) и коллектив ОАО «МРСК Урала». Совместно с представителями энергетической отрасли Уральского региона Александр Соколов работал над материалом в течение трех лет, проделал путь длиной около 25 тысяч километров, побывал в самых отдаленных уголках Свердловской и Челябинской областей, Пермского края, отснял около 3 тысяч кадров на пленку и около 10 тысяч – на цифровую камеру. 

В центре внимания автора – черно-белая история становления энергетического комплекса – история тяжелого труда, высоких идеалов и самоотдачи, света и тени, творческого и передового подхода не только к технической стороне реализации проекта, но и к внешней, культурно-визуальной. Многие энергообъекты первых пятилеток представляют собой настоящие памятники культуры с безупречным дизайном, конструктивистской лаконичностью объемов.

В проекте «Засвет» удалось не только запечатлеть суровые будни тяжелого труда энергетиков сегодня, но и передать атмосферу так щедро заложенного и недосказанного строителями прошлого.

Добавим, 75-летие создания трех энергосистем территорий присутствия ОАО «МРСК Урала» отмечается 15 июля. В этот день в 1942 году единая энергосистема «Уралэнерго» приказом наркома электростанций СССР Д.Г. Жимерина была разделена на три: «Свердловэнерго», «Челябэнерго» и «Молотовэнерго» («Пермэнерго»).

 

По проводам передаётся не только свет. Фотовыставка «Засвет» приглашает по-новому взглянуть на работу энергетиков

Необычная выставка под названием «Засвет» открылась в Государственном историческом музее Южного Урала. Посвящена она 75-летнему юбилею со дня создания энергосистем Урала и Прикамья.

Автор работ, фотохудожник Александр Соколов, три года работал над созданием серии – преодолел не один десяток тысяч километров, чтобы запечатлеть удивительные памятники промышленной архитектуры, а также современные будни энергетиков. Он предлагает посетителям новый взгляд на то, что зачастую слишком привычно и скрыто от глаз, но выходит на свет, благодаря труженикам энергетической отрасли и подходу художника.

Что вышло из тени?

- Как возникла идея этой выставки? Принято считать, что вдохновением для фотографа могут послужить важные события или красоты природы, но это ведь не в вашем случае.

- Идея родилась во время моих поездок по Уралу – как в качества туриста, так и командировочного. Я тогда сделал открытие, что архитектура некоторых зданий – в частности, энергетических объектов – совершенно удивительна. Например, подстанция «Таганай» в Златоусте – это образец и конструктивизма 20-30-х годов, русский авангард, но также и мостик к эпохе соцреализма. Начал сотрудничать с «МРСК Урала» и увидел ещё немало таких же интересных объектов.

Подумал, почему при строительстве таких утилитарных зданий, когда особых требований к эстетике вроде бы и не выдвигалось, все равно строили столь красивые сооружения? Захотелось это наследие отобразить. А затем решил запечатлеть и современность. Так возникла моя авторская серия, а затем и выставка «Засвет».

- Обратил внимание, что все фотографии черно-белые. Почему?

- Прежде всего, не потому, что это выгодное стилистическое решение. Ведь в чем суть работы энергетиков? Борьба за свет. Поэтому свет в моих работах приобретает первостепенное значение. Множество цветов, контраст – это всё было бы лишним. И я оставил только свет и тени. Как и конструктивисты 20-х годов, которые строили уральские электростанции, я воплотил функциональность энергетики в двухмерном изображении. Вот, например, снимок аэропорта «Кольцово» – тут только свет, и если бы его в кадре не было, получилась бы сплошная темнота. Или другой такой же пример – Камский мост, который весь будто из света. Впечатлили и объекты генерации – скажем, шлюз Камской ГЭС, который по размерам схож с челябинским театром оперы и балета.

Но меня интересовали не только сооружения. Я хотел отобразить и тяжёлый труд энергетиков, который мало, кому виден – эти люди зачастую работают вдалеке от мегаполисов. Так что у моей серии, как художественного эксперимента, есть и социальная сторона.

- Ликвидация аварий не попала в ваши кадры?

- Нет, я не хотел уклоняться в хронику, репортаж. Хотя на некоторых снимках есть, например, замена опоры – это будни энергетиков.

Пока не атаковали комары

- Сколько времени потребовалось на создание серии?

- Около трёх лет и 25 тысяч километров в дороге, причём из них 15 тысяч я преодолел сам на внедорожном мотоцикле. Что называется, работал с колёс – в некоторых местах приходилось работать особенно быстро. Например, у ГЭС идёт теплый сброс, и в таких местах летом комаров видимо-невидимо. Надо было тщательно выбрать время, выгрузить и поставить аппаратуру, сделать снимки до того, как комары не начали тебя буквально есть, как в тайге! Не говоря уже о том, что они постоянно попадали в кадр. Трудности, конечно, встречались во время подготовки серии – так, при съемке подстанции «Петрищевская» в Академическом районе Екатеринбурга у меня упал дрон. Но кадр я всё равно успел сделать.

- Вы проехали по трём регионам. Есть ли разница в стиле энергетических объектов? Или всё достаточно единообразно?

- Разница есть – в первую очередь это касается старых подстанций, которые все индивидуальны. Я заметил, что в Пермском крае преобладают постройки середины XX века  - это сталинский ампир, соцреализм. Тогда как в Челябинской области, и особенно это заметно по подстанции в Златоусте, часто встречаются объекты в стиле конструктивизма. В Свердловской области удивительная ситуация перехода от конструктивизма к сталинскому ампиру. Бывает, что в одном здании смешиваются сразу два стиля, особенно если его позже перестраивали.

Современные проекты тоже достаточно разнообразны – заметно, что люди вкладывают и культурный посыл, хотя речь и идёт о промышленных объектах. Можно сказать, что по проводам передаётся не только свет.

- За рубежом достаточно популярен промышленный туризм. А могут ли те объекты, которые попадали в кадр, привлечь туристов? 

- Для этого надо вывести их из эксплуатации. Но я встречал подстанции, которые могли бы в качестве музея давать, наверное, больше дохода, чем в действующем режиме.

Под взглядом Ильича

- Какие кадры вам особенно запомнились? И по каким причинам?

- Практически про каждый кадр можно рассказать небольшую историю. К примеру, вот машинный зал Троицкой ГРЭС. Здесь до сих пор стоит памятник Ленину. Для меня это было очень неожиданным – как будто и не прошло двадцати с лишним лет с распада Советского Союза! Рабочие там по-прежнему работают под взглядом Ильича.

Или же здесь перед нами плотина Савинской ГЭС в Талицком районе Свердловской области. Это плотина на небольшой реки – в прежние времена, когда не было единой энергетической сети, таких плотин и станций строили довольно много. Осталась уже только часть сооружения – электростанцию демонтировали ещё в 60-е годы прошлого века. Испытываешь некоторую грусть, когда видишь остатки станции, от которой некогда зависела вся жизнь в округе. Кстати, несмотря на прошедшее время и воздействие постоянно текущей воды, часть бетона хорошо сохранилась – я не смог отбить даже кусочек.

Таких открытий во время поездки было много. Я буду рад, если и посетители выставки смогут взглянуть под новым углом на работу энергетической отрасли, проникнуться своеобразной красотой и эстетикой подстанций, электростанций, а также оценить, как свет меняет действительность вокруг.

Михаил ИЛЬИН
Аргументы и факты - Челябинск
12 июля 2017

Возврат к списку