«Традиционная культура народов Южного Урала»
Цикл занятий для учащихся 2-3 классов.
Участники познакомятся с традиционной культурой народов, проживающих на Южном Урале.
«Праздник Покрова у нагайбаков»
Дети познакомятся с традиционной культурой нагайбаков – одного из малых народов России, проживающего на территории нашего края. Увидят уникальные предметы традиционного быта нагайбаков из собрания музея, узнают, как нагайбаки отмечают праздник Покрова Пресвятой Богородицы, посмотрят кукольное представление по нагайбакской сказке «Алпамыш-богатырь», поиграют в традиционные игры.
«Праздник Рождества у российских немцев»
На Рождественской выставке дети узнают о традициях празднования Рождества российскими немцами, увидят традиционное театрализованное представление по библейскому сюжету о Рождестве Христовом, разучат традиционные немецкие игры, познакомятся с традиционными немецкими рождественскими персонажами – Кристкиндхен и Пельцникелем.
«Весенние праздники татар, башкир и казахов»
В ходе интерактивной экскурсии по выставке дети познакомятся с традициями встречи весны у татар, башкир и казахов, с традиционными весенними праздниками – Навруз, Каргатуй и Сабантуй, увидят кукольное представление по башкирской сказке «Кырсык-убыр и ее несчастная невестка» и поиграют в традиционные игры.
Подробнее о занятиях этого цикла: http://vk.com/cultura_narodov_urala
«Не учись безделью, а учись рукоделию»
Цикл занятий для учащихся 3-4 классов.
Занятия посвящены традиционным промыслам, ремеслам и домашним производствам Южного Урала – гончарному ремеслу, традициям обработки древесных материалов и технологиям домашнего производства текстильных изделий.
«Был я на копанце, был я на топанце, был я на кружале, был я на пожаре…» (Знакомство с гончарным ремеслом)
Дети увидят разнообразные образцы традиционной глиняной посуды, познакомятся с их названиями и назначением; увидят процесс изготовления горшка на гончарном круге, на практическом занятии изготовят глиняную свистульку.
«Зимой греет, летом холодит, осенью питает, весной веселит» (Знакомство с традиционными технологиями изготовления и украшения предметов из древесных материалов)
Дети увидят традиционные предметы быта из дерева, бересты, лыка, лозы и других растительных материалов. На практическом занятии дети изготовят игрушку из мочала.
«Как рубашка в поле выросла» (Знакомство с традициями изготовления текстиля из растительных материалов)
Дети узнают все стадии изготовления текстиля из растительного волокна – от посева семян до шитья одежды. На выставке ребята увидят весь набор необходимых для этого инструментов и попробуют освоить некоторые традиционные технологии – ткачество на горизонтальном ткацком стане и берде, а также различные традиционные способы плетения.
«По лесам по долам ходят шуба да кафтан» (Знакомство с традиционными технологиями изготовления текстиля из шерсти)
Дети познакомятся с различными способами изготовления текстильных предметов из шерсти домашних животных, бытовавшими у разных народов нашего края, в том числе с традиционной технологией валяния. Увидят различные образцы валяных изделий из фондов музея и инструменты, необходимые для получения и обработки шерсти, изготовления валенок. На практическом занятии дети изготовят мячик из овечьей шерсти в технике мокрого валяния.
Подробнее о занятиях этого цикла: http://vk.com/remeslo_v_detskom_musee
«Край родной в далеком прошлом»
Цикл занятий для учащихся 5 классов, посвященный древней истории Южного Урала.
Учащиеся познакомятся с жизнью древних обитателей нашего края в разные исторические эпохи: с особенностями природных условий, хозяйственной жизнью населения, с представлениями древних о мире.
В музейных экспозициях дети увидят подлинные древние предметы, полученные в результате археологических исследований в нашем крае. Использование на занятиях реконструкций, реплик и копий древних предметов поможет понять назначение и технологию их изготовления. Школьники увидят тематические театрализованные сюжеты и примут участие в практических занятиях.
«Первые жители Южного Урала (каменный век на Южном Урале)»
Участники занятия познакомятся с важнейшими открытиями и изобретениями, сделанными человеком в каменном веке. Школьники узнают, как менялись природные условия, способы охоты и орудия в разные периоды каменного века (в палеолите, мезолите и неолите). На практическом занятии с помощью копий каменных орудий и реконструкций простейших технических устройств каменного века участники занятия будут добывать огонь, сверлить, плести и ткать.
«Южноуральцы бронзового века»
Занятие посвящено началу производства металла в уральских степях – переселению сюда племен скотоводов, владеющих технологией получения меди и бронзы и изготовления из них разнообразных предметов. Школьники узнают об исследованиях укрепленных поселений металлургов бронзового века и могильников с погребениями воинов-колесничих. На практическом занятии дети слепят сосуд по древней технологии, отчеканят орнамент на медной бляхе.
«Кочевники раннего железного века»
На занятии школьники познакомятся с жизнью кочевых народов нашего края в VII в. до н.э. – II в. н.э., узнают о формировании и особенностях пастбищно-кочевой системы хозяйствования и складывании нового образа жизни – кочевничества. В экспозиции музея участники абонемента увидят уникальные предметы из погребений военной и родовой знати ираноязычных кочевников нашего края: вооружение, женские украшения, украшения конской упряжи. На практическом занятии дети разучат традиционные для кочевников игры в кости.
Итоговое занятие «Археологический практикум»
Занятие носит повторительно-обобщающий характер. Участники занятий работают как индивидуально, выполняя задания археологического практикума (описывают экспонаты по предложенной схеме), так и в группах, выполняя задание «Древние технологии» (используя графические изображения, реплики древних орудий и образцы материалов, определяют технологическую последовательность операций изготовления одного из древних предметов). Завершается занятие игрой «Археологическое лото».
Подробнее о занятиях этого цикла: http://vk.com/kray_rodnoy