Научные публикации

Музей в мечети


Челябинский краеведческий музей в мечети

Завершая рассказ о культовых зданиях, в которых в разное время размещался главный музей Челябинска, рассмотрим историю возникновения и строительства в городе мечети, сохранившейся до настоящего времени на ул. Елькина.
По сравнению с другими городами Оренбургской губернии, мусульманская община Челябинска сформировалась достаточно поздно. По данным 1863 г. здесь проживало лишь 53 последователя ислама — 41 мужчина и 12 женщин1 . Это было связано с удаленным, окраинным положением населенного пункта, неразвитостью коммуникаций, отсутствием здесь крупной приграничной торговли и промышленности, благодаря чему основную часть переселенцев перетягивал на себя более привлекательный и развитый в экономическом отношении Троицк. В период 70–80-х гг. XIX в. число челябинских мусульман постепенно увеличивалось за счет татар и башкир, которые предпочитали компактно селиться на улице, небезосновательно получившей название Азиатской (ныне Елькина).
Согласно законам Российской империи, образовать самостоятельный мусульманский приход можно было только при наличии не менее 200 душ мужского пола. Для Оренбургской губернии особо оговаривалось, что независимо от требуемого числа прихожан постройка мечети в этой местности допускалась только в том случае, «если от построения мечети не может произойти соблазна в вере для живущих вместе с магометанами христиан и новокрещенных татар»2 . Первоначально для регистрации актов гражданского состояния (рождения, смерти, заключения и расторжения браков) челябинские мусульмане были вынуждены обращаться к муллам ближайших деревень, что, разумеется, требовало времени и денежных затрат. Лишь когда численность общины в городе приблизилась к установленному размеру, стало возможным ставить вопрос о регистрации прихода. 30 марта 1883 г. мусульмане Челябинска в присутствии уездного исправника составили приговор, в котором ходатайствовали об утверждении в должности муллы впредь до постройки мечети избранного ими башкира Хакима Зарифовича Салимова (1846–1920)3 .
30 апреля 1884 г. мусульмане постановили новый приговор о разрешении им постройки мечети с образованием самостоятельного прихода, в котором будут состоять не менее 300 душ мужского пола: около 200 мусульман проживали в самом городе, а остальные хотели приписаться из окрестных деревень. Они обязались после получения разрешения немедленно представить на рассмотрение план предполагаемой мечети. Рапортом от 24 мая 1884 г. духовное собрание сообщило, что избранный мусульманами Челябинска Салимов, впредь до образования там самостоятельного прихода и постройки мечети, имеет право исполнять обязанности приходского муллы, вести метрические книги, совершать браки и погребения4 . С учетом собранных сведений Оренбургское губернское правление журнальным постановлением от 9 августа 1884 г. утвердило его кандидатуру в должности муллы5 . Относительно же постройки мечети через Челябинское полицейское управление было объявлено, что губернское правление разрешит начать ее не раньше того, как мусульмане представят на утверждение проект здания и добьются в городской управе соответствующего земельного отвода.

Рис. 1.jpg
Выкопировка с плана города Челябинска с показанием дворового места, принадлежащего магометанскому обществу. 1889 г. Из фондов ОГАЧО

Однако делать последнее не потребовалось, поскольку крестьянин деревни Наласы Казанского уезда и губернии Закир Галеевич Галеев (1856–1919) пожертвовал для этих целей собственный участок в 24-м плановом квартале в начале Азиатской улицы6 . 3 февраля 1889 г. мусульмане подали заявление в Челябинскую городскую управу, в котором писали: «…представить честь имеем при сем, на рассмотрение предположенной местности, для постройки мечети, выкопировку в 2-х экземплярах с копии плана на г. Челябинск, на предмет утверждения оной, а потому Общество покорнейше просит городскую управу сделать со своей стороны надлежащее по сему заявлению распоряжение и о последующем дать знать Обществу»7.
На заседании 14 февраля того же года городская дума, рассмотрев документ, постановила образовать специальную комиссию из гласных, куда вошли: М. Н. Крашенинников, Н. И. Тржасковский, М. В. Борисов, В. К. Покровский, А. А. Чикин и А. Р. Беляевский8.  
8 марта 1889 г. члены комиссии, осмотрев участок, «пришли к единогласному заключению, что место это вполне и совершенно пригодно для постройки мечети»9 .
9 апреля 1890 г. доверенные Челябинского магометанского общества мулла Салимов и казанский татарин Галеев обратились с заявлением в городскую управу с просьбой разрешить им «приступить к постройке означенной мечети на указанном месте», приложив при этом проект здания, утвержденный Оренбургским губернским правлением10. Рассмотрев представленные материалы, городская дума на заседании 12 апреля 1890 г. постановила поручить управе оговорить границы участка, определенные техником для постройки мечети, одновременно приняв ее проект11.

Рис. 2.jpg
Ул. Азиатская — дом муллы Салимова (слева) и мусульманская мечеть. 1900-е гг. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

Судя по всему, работы начались не сразу, поскольку к осени 1891 г. в описании участка значились еще прежние строения12. Краевед В. С. Боже утверждает, что «мечеть в 1894 и 1896 годах числится еще деревянной. <…> Каменное же ее здание, стоящее и поныне на ул. Елькина, появилось в 1899 году»13. Последняя дата, судя по всему, была взята из небезызвестного справочника В. А. Весновского14 , однако мы позволим себе не согласиться с истинностью данного утверждения. Действительно, до окончания строительства в качестве молитвенного дома мусульманами использовалось деревянное здание, размещавшееся на пожертвованном участке. Однако осенью 1894 г. в оценочной ведомости вместо старых строений уже фигурирует «мечеть каменная, при ней училище магометанское»15 . Аналогичную картину можно наблюдать и в документах 1895 и 1896 г.16 Исходя из этого, временной период завершения работ, на наш взгляд, должен быть сокращен минимум на пять лет. По мнению архивиста Н. М. Чернавского, постройку культового здания вообще осуществили к 1892 г.17 Так или иначе, новая каменная мечеть, получившая в народе название «Белая» (Ак-мечеть), уже в первой половине 1890-х гг. стала центром объединения мусульманской общины города, сосредоточения его религиозной и культурной жизни.

Рис. 3.jpg
Челябинская магометанская бесплатная народная библиотека-читальня (на переднем плане) и мечеть. 1910-е гг. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

После революции мечеть перешла в собственность государства и была передана в пользование зарегистрированной общине верующих, насчитывавшей 900 человек18. В период голода 1921–1922 гг. мулла С. Ф. Урманов организовал сбор средств в пользу голодающих19. Однако в 1924 г. основанное им товарищество «Иттихад» обвинили в том, что согласно законам шариата оно выделяло закят — 1/40 часть своих доходов на содержание мечети и муллы, а Урманов не уплатил налогов с полученного денежного вознаграждения. Товарищество закрыли, муллу приговорили к четырем годам тюрьмы и поражению в правах на три года20. С тех пор мечеть стала одним из объектов антирелигиозной пропаганды в Челябинске. Все чаще звучали призывы к ее закрытию. В таких условиях в начале 1930 г. собрание общины приняло решение о самороспуске. 21 февраля того же года окрисполком своим постановлением утвердил закрытие мечети и передал здание под «клуб нацменов»21. В то время словом «нацмен» называли представителей национальных меньшинств, к которым в Челябинске относились татары, башкиры и киргизы (киргизами называли казахов).

Рис. 4.jpg
Мусульманская мечеть, переделанная под клуб. 1931 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала

В фондах Государственного исторического музея Южного Урала сохранилась уникальная фотография 1931 г. На снимке запечатлено здание мечети, переоборудованное под вышеназванный клуб, минарет украшен лозунгами, советской символикой и портретами вождей. Над воротами видна вывеска с надписью на старотатарском и русском языках: «Татаро-башкирская районная библиотека имени поэта Ш. Бабича». Очевидно, размещалась она также в культовом сооружении. Интересно, что в телефонных справочниках 1930-х гг. фигурирует только татаро-башкирский клуб22 , библиотека же упоминается единственный раз только в 1941 г.23

Рис. 5.jpg
Здание бывшей мечети. 1960-е гг. Из фондов ЦИКНЧ

В ноябре 1941 г. в мечеть была перевезена значительная часть фондов областного краеведческого музея, которому выделили в ней две комнаты общей площадью около 90 квадратных метров, где разместились библиотека, часть собрания (минералы, гербарий, коллекция насекомых), приборов, инструментов (микроскопы, фотокамеры, проекционные аппараты и др.) и витрин24 . Небольшая комната здесь же служила квартирой для директора И. Г. Горохова25 . Сохранились воспоминания Н. Н. Игнатовой о том периоде: «Когда музей перевели в мечеть, Иван Гаврилович перевозил всю библиотеку, забирал все книги. И был это где-то или ноябрь, или февраль, в общем, было скользко, был снег, ну он упал, сломал четыре ребра, пришел к отцу, тот наложил на него повязку из лейкопластыря, говорит: “Ну, больше-то хоть ты возить книги не будешь?” Он говорит: “Буду, я не могу, чтобы НКВД разворовало архивы. Но даю тебе слово, буду ходить пешком, на велосипеде ездить не буду”. В старом здании мечети на первом этаже был музей. …Музей продолжал действовать, приводили школьников. Выставка была маленькая, помещалась в маленькой комнате. Один стеллаж был “Происхождение человека”, а второй — “Минералы”. Иван Гаврилович сам лекции вел»26 . К сожалению, каких-либо сведений, подтверждающих процитированный выше фрагмент, в отчетах музея выявить не удалось.

Рис. 6.jpg
Склад в здании мечети. 1970-е гг. Из фондов Музея трудовой и боевой славы ЧТЗ

9 сентября 1942 г. суженным составом Челябинского исполкома горсовета принимается решение о передаче здания мечети в распоряжение общины верующих мусульман для использования по прямому назначению. В срок до 10 сентября (!) необходимо было освободить помещение, предоставив другую комнату для директора музея, а экспонаты перевести в бывший аэроклуб (синагогу), выделив для этих целей площадь в количестве 60 квадратных метров. Татаро-башкирскую библиотеку планировалось переместить в здание областной библиотеки на ул. Цвиллинга, 7, обязав ее директора Б. З. Шайкевич предоставить в порядке уплотнения свои площади27 . Однако из-за нехватки помещений для размещения ценностей, хранящихся в мечети, решение осталось невыполненным. 30 декабря 1944 г. имущество музея было перевезено на прежнее место — в освобожденное НКВД здание Свято-Троицкой церкви28.

Рис. 7.jpg
Мечеть в процессе реставрации. 1980-е гг. Из фондов ЦИКНЧ

В 1950–1960-е гг. от мусульман поступало немало просьб о возвращении мечети верующим, но они были проигнорированы. До середины 1980-х гг. она использовалась как склад под хозяйственные нужды, в результате отсутствия должного ухода оказались утрачены крыша, купол и верхняя часть минарета — фактически, здание находилось в аварийном состоянии. И только в 1980-х гг. ему удалось вернуть первоначальный облик. Рассматривался даже вариант размещения в культовом сооружении археолого-этнографического музея народов Южного Урала29, но перестройка политической системы в стране внесла в эти планы свои коррективы.

Рис. 8.jpg
Челябинская мечеть. 2021 г. Фото В. Б. Феркеля

16 августа 1988 г. горисполком выступил с ходатайством о разрешении регистрации в Челябинске мусульманской общины, после чего весной 1989 г. здание мечети было возвращено верующим. 

1 Памятная книжка Оренбургской губернии на 1865 год. Уфа, 1864. С. б/н. Табл. 2.

2 Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 12. Ч. 1. Устав строительный. С. 58.

3 Денисов Д. Н. Салимов Мухаммедхаким Мухаммедзарифович // Ислам на Урале: энциклопедический словарь. М., 2009. С. 326.

4 Записи в сохранившихся метрических книгах действительно начинаются с 1884 г. См. ОГАЧО. Ф. И-226. Оп. 4. Д. 141, 142, 143, 144.

5 Денисов Д. Н. Мусульманская община Челябинска (60-е годы XIX — начало XX века) // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 34 (135). С. 138–139.

6 ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 228. Л. 197 об.

7 Там же. Д. 183. Л. 11–11 об.

8 Там же. Л. 16–16 об.

9 Там же. Л. 17.

10 Там же. Л. 22.

11 Там же. Л. 23.

12 Там же. Д. 252. Л. 196 об.

13 Боже В. С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала двадцатого века // Челябинск неизвестный : краевед. сб. Вып. 1. Челябинск, 1996. С. 34.

14 Весновский В. А. Весь Челябинск и его окрестности: карм. справ. Челябинск, 1909. С. 34.

15 ОГАЧО. Ф. И-3. Оп. 1. Д. 307. Л. 212 об.

16 Там же. Д. 328. Л. 226 об.; Д. 353. Л. 235 об.

17 Чернавский Н. М. Челябинск в его прошлом. 1736–1926 (хроника). Челябинск, 2022. С. 80.

18 ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 4. Д. 27. Л. 5 об. — 6.

19 Голод и мусульмане // Советская правда. 1922. 5 апр. С. 2.

20 Боже В. С. Материалы к истории церковно-религиозной жизни Челябинска 1917–1937 гг. // Челябинск неизвестный : краевед. сб. Вып. 2. Челябинск, 1998. С. 137.

21 ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 4. Д. 34. Л. 53 об.

22 Список абонентов Челябинской телефонной сети. Челябинск, 1935. С. 24; То же. Челябинск, 1937. С. 56.

23 Список абонентов Челябинской городской телефонной сети. Челябинск, 1941. С. 29.

24 ОГАЧО. Ф. Р-627. Оп. 3. Д. 394. Л. 4.

25 Иван Горохов и его музей: материалы к биографии основателя Челябинского краеведческого музея. Челябинск, 2010. С. 180.

26 Там же. С. 52–53.

27 ОГАЧО. Ф. Р-220. Оп. 13. Д. 6. Л. 157.

28 Иван Горохов и его музей… С. 178.

29 Боже В. С. Музейная дюжина. Воспоминания о годах работы в Челябинском областном краеведческом музее // Гороховские чтения : материалы первой регион. музейн. конф. Челябинск, 2010. С. 247.




26.10.2022

Возврат к списку