Научные публикации

Икона Божией Матери «Иверская»


В июне 2021 года заключен договор о сотрудничестве между Государственным историческим музеем Южного Урала и Челябинской Епархией Русской Православной Церкви. Такое взаимодействие необходимо, ведь в фондах музея хранятся настоящие раритеты церковного искусства, уникальные фотографии и документы, проливающие свет на отдельные периоды церковной истории Южного Урала. Об одном таком экспонате, старинной иконе, и фотонегативе, обнаруженном недавно, пойдет речь в данной статье.

В основной экспозиции в витрине, посвященной истории православия на Южном Урале, помещена икона, которая сразу привлекает к себе внимание.

1.jpg

Икона Божией Матери «Иверская». Из фондов

Государственного исторического музея Южного Урала


Икона выполнена в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне (Греция). Афон (Афонская гора, Святая гора) — узкий гористый полуостров на северо-восточном побережье Эгейского моря, территория современной Греции. В настоящее время Афон — одно из наиболее почитаемых святых мест восточного православного мира; ежегодно посещается тысячами паломников; единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей и исключительно мужским населением. Сегодня на Афоне действует около 20 монастырей: греческие, один русский, один болгарский и один сербский, а также несколько скитов и множество отдельных келий. Первые монашеские скиты появились здесь в VIII веке н. э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Русские монахи появились здесь еще во времена Крещения Руси, а русская обитель на месте нынешнего Свято-Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия.

2.jpg

Русский Свято-Пантелеимоновский монастырь на Афоне.

Из открытых источников


На оборотной стороне иконы в рамке, увенчанной четырёхконечным крестом с растительным орнаментом, надпись в 8 строк на церковнославянском языке: «Икона Сiя писана и освящена на св. горе Афонской въ русском св. Великомученика и Целителя Пантелеймона Монастыре, от коего и послана въ благословение Христолюбивым жителямъ въ благодатную помощь, покровъ и заступленiе всемъ съ верою и любовiю прибегающимъ къ Вселагой Владычице мiра и умильно молящимся къ Ней предъ пречистымъ Ея образомъ. 18__ г.».


3.jpg

4.jpg


Фрагменты книги Р. Будриной «Челябинский Одигитриевский женский монастырь». 1904 год


Самое бесценное приобретение монастыря — «это драгоценная Святыня», которая «глубоко чтится не только обителью, но и гражданами». В 1881 году, по ходатайству игуменьи Рафаилы, список чудотворной иконы Иверской Божьей Матери принесен с Афона. Образ торжественно встречен обителью и городом. Помещена икона в Вознесенской церкви монастыря.

Челябинский Одигитриевский женский монастырь — старейший в Оренбургской епархии. Идея его создания принадлежала Анне Максимовне Полежаевой (в монашестве Агния — первая игуменья монастыря). Ее поддержала Оренбургская духовная консистория и Челябинская городская дума. Анна Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 23 февраля 1854 года Николай I по докладу Святейшего Синода утвердил в Челябинске женскую общину под названием Одигитриевская, Богородичная. В феврале 1861 года община была преобразована в монастырь (располагался в районе Челябинска, где сейчас находится областная администрация и гостиница «Южный Урал», пересечение улицы Цвиллинга и проспекта Ленина)i. В 1860 году в 4 верстах от города монастырю было отведено от казны 50 десятин казачьей земли, где была устроена монастырская заимка (ныне территория плодово-ягодного сада Ленинского района Челябинска). В 1861 году на монастырской заимке началось строительство храма во имя святителя Николая, который был освящен в мае 1864 годаii.

При игуменье Рафаиле — третьей по счёту настоятельнице монастыря в 1879–1908 гг. обитель вступила в пору своего расцвета. За это время монастырь успел отстроиться тремя каменными церквами, при нем были открыты монастырская школа и приют, различные мастерские: иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплётная и другие. На 1915 год в обители находились 363 монахини и послушницыiii.


5.jpg

Вознесенская церковь Челябинского Одигитриевского женского монастыря. 1926 г. Фонды Государственного исторического музея Южного Урала

При четвертой игуменье Анастасии развитие монастыря было прервано советской властью. В 1919 году на заседании губревкома был поднят вопрос о судьбе монастыря. Пытаясь сохранить свое положение, монахини обратились в отдел юстиции с прошением зарегистрировать монастырь в качестве трудовой демократической артели и сохранить за ним право владения монастырскими церквямиi. Только новая власть не нуждалась в храмах, а жилые помещения вскоре стали передаваться под приюты, дома ребенка и др. Уже 12 ноября 1920 года вышло распоряжение Челябинского губисполкома «отвести 50% монастырских помещений под приюты и др., уплотнив монахинь»ii. 28 января 1921 года «губисполком постановил освободить помещение Челябинского женского монастыря под детские сады и приюты»iii. Это вызвало, судя по сохранившемуся сообщению челябинских чекистов, серьезное противодействие населения городаiv.

24 марта 1921 года газета «Советская правда» опубликовала постановление о закрытии монастыря («Постановление Президиума Челябинского губисполкома. 23 марта 1921 года № 351а, г. Челябинск»). Президиум губисполкома постановил монастырь закрыть, оставшихся монахинь как принимавших участие в сопротивлении выселению и способствовавших контрреволюционной организации заключить временно в концентрационный лагерь, престарелых монахинь поместить в дом призрения. Постановление это приведено в исполнение. Сохранилась запись от руки уральского краеведа Н. М. Чернавского, сделанная им на экземпляре книги Р. Будриной о монастыреv, которая подтверждает факт ареста монахинь: «в 1921 году 22 марта ночью… монастырь в составе 240 человек был арестован и препровожден в военный лагерь, и в тюрьму во главе с игуменьей, мирских до 100 человек посажено, сидели долго до 6 месяцев».

4 апреля 1922 года состоялась процедура изъятия церковных ценностей. Она проходила в присутствии игуменьи Анастасии и протоиерея Антония Альбокриноваvi. Монахини, выселенные из монастырских помещений в 1924 году, расселились по частным квартирам, жили небольшими общинами при действующих церквяхvii. 13 октября 1926 года состоялось решение горсовета о закрытии Вознесенской церкви, а 19 октября того же года аналогичное решение принял Президиум горисполкомаviii.

В фондах музея сохранились фотонегативы декабря 1926 года (автор Николай Александрович Шелудяков), на которых запечатлены интерьеры еще не разрушенной Вознесенской монастырской церкви. На одном из них мы можем различить узнаваемый силуэт Иверской иконы Божией Матери. В 1926 году он еще находился в церкви, уже закрытой, но еще не разрушенной.

6.jpg

Вознесенская церковь Челябинского Одигитриевского женского монастыря. Правый предел. 1926 г. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


После 1926 года — в настоящее время точная дата поступления иконы неизвестна — образ находится в фондах музея, в коллекции «Иконопись». С 2007 года икону можно увидеть в экспозиции в разделе по истории православия на Южном Урале. Фотография правого предела Вознесенской монастырской церкви — это действительно редкая находка, когда храмовую икону, пережившую советское время в фондах музея, можно увидеть на своем первоначальном месте — в церкви.



Е. М. Шумская,

кандидат исторических наук, ученый секретарь

1 Будрина Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. М. : Типо-Литография И. Ефимова, 1904. С. 29.

2 Прыкина Н. А. История женского Одигитриевского монастыря в документах ГАЧО // Исторические чтения. Вып. 3. Челябинск: Центр ист.-культ. наследия г. Челябинска, 1997. С. 82–83; Она же. Одигитриевский женский монастырь // Челябинск: Энциклопедия. Челябинск, 2001. С. 595–596.

3 Там же.

4 ГАОО. Ф. 173. Оп. 6. Д. 11060

5Прыкина Н. А. История женского… Указ. соч. С. 88.

6 Лицом к свету. Очерк истории Одигитриевского женского монастыря города Челябинска. Челябинск, 2005. С 37.

7 Сообщение челябинских чекистов об обстоятельствах закрытия Челябинского женского Одигитриевского монастыря. Публикация С. И. Панькина // Челябинск неизвестный: краевед. сб. Вып. 4. Челябинск, 2008. С. 453.

8 Там же. С. 453–455.

9 Будрина Р. Указ соч.

10 ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 4. Д. 1. Л. 1.

11 Лобашев А. Верою побеждали. Челябинск, 2007. С. 66.

12 ОГАЧО. Ф. 220. Оп. 4. Д. 1. Л. 32.



10.06.2021

Возврат к списку