С 24 сентября по 14 октября 2018

«Плакат без границ». Выставки графического дизайна

«Плакат без границ». Выставки графического дизайна

Название «Плакат без границ» в этом году объединило четыре выставки дизайн-площадки фестиваля современного искусства «Дебаркадер-2018», которые пройдут в фойе западной и восточной башен Государственного исторического музея Южного Урала. В западной башне разместятся проект «Восток-Запад» (East West Post) и «Gemaakt In Nederland» (Сделано в Голландии), а восточная башня примет глобальную плакатную акцию «1917-2017» и плакаты из номинации «Цареубийство» биеннале «Золотая пчела 13», основная экспозиция которой откроется 9 октября в Москве, в Центральном доме художника на Крымском валу.

1. EAST WEST POST (ВОСТОК-ЗАПАД)

Дизайн-акция «Восток-Запад» (East West Post) — опыт общения между дизайнерами, говорящими на разных языках и проживающими в самых разных частях планеты (Россия, США, Германия, Нидерланды, Польша, Швейцария, Ливан, Иран, Франция, Китай, Израиль, Корея, Япония, Индонезия). В качестве коммуникации был выбран визуальный язык, язык плаката. Что такое Восток и что такое Запад для каждого из нас? Где находится точка отсчета? К какой части света относят нас наши соседи?

Участники проекта — известные графические дизайнеры: Ариане Шпаниер, Change is good, Мельхиор Имбоден, Эрик Брандт, Джинву Ли, Маджид Аббаси, Мартин Вудтли, студия Thonik, Александр Васин, Игорь Гурович, Джун Хен Чо, Одед Эзер, Дзеньпхинь Хе, Чхе Бён Рок, Ирван Харноко, Johnson/Kingston, группа ЭШ, коллектив High on Type, Хаджаг Апелян, Куки Ивански, студия CYAN, Шун Сасаки, Эрик Брехбюль и Эрик Белоусов.

Восток и Запад — это абстрактные ОНИ, или это все-таки МЫ? Недаром многие участники увидели в начальных буквах слово WE. Проект был реализован благодаря московской типографии УП ПРИНТ и компании Antalis, мировому дистрибьютору бумаги. Каждый участник имел право выбрать для своего плаката одну из трех бумаг (белая, черная, серебряная) и две печатные краски (белая, черная, серебряная). Плакаты были отпечатаны на шелкографском оборудовании в количестве 50 экземпляров. Премьера выставки состоялась на международном фестивале Typomania 2018 в Москве.

Куратор проекта: Александр Васин

Руководитель печатного процесса: Татьяна Альтапова

Выставка проекта в Челябинске проходит благодаря поддержке фестиваля TYPOMANIA. На выставке будут представлены 24 шелкографских оттиска плакатов.

2. GEMAAKT IN NEDERLAND (СДЕЛАНО В ГОЛЛАНДИИ)

GEMAAKT IN NEDERLAND — кураторский проект Мити Харшака, созданный при поддержке Генерального консульства Королевства Нидерландов в Санкт-Петербурге (постоянные подписчики «Дизайн-событий» скорее всего помнят другой его проект с аналогичным названием «Сделано во Франции» (Fabriqué en France), который мы показывали в ноябре 2017 года в Выставочном зале Союза художников России). На этот раз челябинцы смогут увидеть более шестидесяти работ ведущих современных мастеров графического дизайна из Нидерландов. Среди них: Гвидо де Бур (Guido de Boer), Винсент де Бур (Vincent de Boer), Иво браувер (Ivo Brouwer), Ханс Схюттенбелд (Hans Schuttenbeld), Михил Схюрман (Michiel Schuurman), Тереза Рюллер (Tereza Ruller), Вит Рюллер (Vit Ruller), Хансье ван Халем (Hansje van Halem), Jannetje in 't Veld (Яннетье ин 'т Велд), Тоон Кухорст (Toon Koehorst), Даниера тер Хаар (Daniera ter Haar), Кристоф Брах (Christoph Brach), Ришард Ниссен (Richard Niessen), Соня Халлер (Sonja Haller), Паскал Брюн (Pascal Brun) и Ремко ван Бладел (Remco van Bladel). Плакат — высший жанр графического дизайна, который находится в авангарде и двигает вперед профессию. Именно в плакате находят свое отражение самые острые и актуальные графические тренды, формирующие визуальную картину мира современных городов. А самые интересные решения находят свое отражение в плакатах, созданных дизайнерами для различных культурных институций — театров, музеев, фестивалей. Выставка покажет в Челябинске достижения голландских дизайнеров-графиков XXI века.

Премьера выставки состоялась в мае 2018 года в Санкт-Петербурге, в рамках Восьмой Санкт-Петербургской Недели дизайна.

Куратор проекта: Митя Харшак, академический руководитель программы «Дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, учредитель и главный редактор журнала «Проектор»

На выставке в Челябинске будет представлено более 60 работ голландских мастеров графического дизайна.


3. 1917-2017

Глобальная плакатная акция «1917-2017» – специальный проект «Золотой пчелы 13», посвященный осмыслению 100-летия русской революции.

Вот что об этой акции говорит ее куратор Сергей Иванович Серов, создатель и бессменный президент биеннале «Золотая пчела»: «Проект cтал своего рода тестом для дизайнеров мира. Я сознательно не задавал оценочного вектора, ограничился нейтральными датами: 1917-2017. Название, состоящее из одних только цифр, предоставляло авторам полную свободу интерпретации. Единственным кураторским условием была цветовая гамма – красно-черно-белая. Первоначально я хотел сам составить выставку из 100 плакатов для турне по разным городам и странам. Я пригласил к участию 90 звезд мирового дизайна, а оставшиеся 10 мест объявил «призовым фондом» открытого конкурса.

Однако жизнь внесла свои коррективы. Некоторые приглашенные дизайнеры сделали не по одному, а по несколько плакатов, один лучше другого. И на открытый конкурс пришло огромное количество интересных работ, так что отказываться от многих из них не хотелось. С другой стороны, не везде были готовы принять большую плакатную выставку. В результате концепция изменилась. Вместо «шорт-листа» из 100 плакатов я решил сформировать «лонг-лист» из 500 работ и предложить тем, кто собирается устраивать выставки в разных городах, выбрать из него такое количество работ, какое они захотят и смогут показать. Все выставки одновременно похожи и не похожи друг на друга. Каждый раз организаторы формируют свой собственный состав экспозиций на основе «лонг-листа». И это оказалось как бы продолжением эксперимента. В разных местах выбор оказывается совершенно разным. Наблюдать за этим процессом, который еще продолжается, довольно увлекательно.»

Куратор акции: Сергей Иванович Серов, президент биеннале «Золотая пчела»

Челябинская экспозиция была составлена куратором дизайн-площадки Павлом Писклаковым специально для фестиваля «Дебаркадер-2018», в нее вошло около 70 плакатов.


4. Цареубийство

Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела» помимо мониторинга актуального визуального языка постоянно ставит перед международным дизайнерским сообществом вопросы, связанные с судьбой России, которая всегда была тугим узлом мировой истории.

Сто лет назад, 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге был расстрелян последний российский император Николай II, царская семья и члены ее свиты. Трагическому юбилею посвящена одна из номинаций «Золотой пчелы 13», названная «Цареубийство», в английской версии – Romanovs' Execution.

В Челябинске будут представлены около 20 плакатов из этого раздела биеннале. Авторы плакатов — Денис Барковский, Марина Bорохобко, Наталья Тарабуко, Анастасия Гапочка, Виктория Мельникович, Павел Писклаков, Тихон Резцов, Yael Bachelet, Yan-Ting Chen, Dominika Czerniak-Chojnacka, Lex Drewinski, Oba Hisae, Simo Katalin, Damian Kłaczkiewicz, Semih Oduncu, Jia Qiuyu, Li Weixuan.

Куратор проекта: Сергей Иванович Серов, президент биеннале «Золотая пчела»

По замыслу куратора дизайн-площадки Павла Писклакова эти плакаты окажутся в окружении плакатов акции «1917-2017», метафорически воссоздавая ситуацию июля 1918 года.

Возврат к списку