Новости

Альбрехт Дюрер объединил искусство, религию и науку в Челябинске


Представители науки, религии и искусства повстречались на выставке избранных работ Альбрехта Дюрера, открытой в Историческом музее Южного Урала 6 февраля. Культурная жизнь Челябинска обогатилась возможностью рассмотреть в мельчайших деталях великолепные графические произведения великого мастера, а также побывать на уникальной экскурсии, которую отныне каждый день будут проводить специалисты музея.

Гостями открытия выставки «Альбрехт Дюрер. Избранные работы» стали не только почитатели классических шедевров, но и обычные южноуральцы, испытывающие тягу к прекрасному. Духовенство и научное сообщество, искусствоведы и художники также поспешили увидеть шедевры мирового уровня, представленные на метровых репродукциях в стенах музея.

Первое знакомство с грандиозными полотнами прошло под звуки передвижного органа, специально доставленного из Челябинской Филармонии, — в исполнении солистки Натальи Гущиной в волшебно-акустическом пространстве музейных залов прозвучали классические прелюдии Баха.

Более 50 отпечатков гравюр Дюрера большого формата впечатляют сдержанной монохромностью и очевидными глубинными смыслами. Автор и идейный вдохновитель проекта директор Исторического музея Южного Урала Владимир Богдановский пояснил, что собирать копии Альбрехта Дюрера для печати начали ещё в 2015 году — при подготовке проекта «Под знаменем креста» о христианстве.

— Получить мастер-копии работ Дюрера нам удалось, связавшись с несколькими европейскими, американскими и, конечно, российскими музеями, — рассказывает Владимир Богдановский. — Столичные и зарубежные коллеги с радостью откликнулись на наш запрос, предоставив нам эксклюзивные электронные файлы, каждый из которых имеет размер около гигабайта (это очень много!).

Такие мастер-корпии высокого качества, пригодные для широкоформатной печати, имеет у себя каждый музей, хранящий мировые шедевры живописи и графики. Это отснятые с помощью супер-сканеров в гигантском разрешении авторские оригинальные произведения. Вдруг с подлинником что-нибудь произойдёт, или он будет утрачен, — тогда по этим «резервным копиям» его можно будет восстановить.

— Сегодня эту экспозицию мы напечатали именно с тех первых копий, сделанных в мировых музеях непосредственно с оригиналов, и некоторые работы Дюрера предстали перед челябинцами увеличенными в 50 раз, — продолжает Владимир Богдановский. — Сами подлинники совсем небольшого размера, меньше листа формата А4. На нашей выставке можно рассмотреть мельчайшие штрихи автора, печать передаёт их в великолепном качестве.

Почетный гость выставки Митрополит Челябинский и Миасский Алексий выразил особую благодарность музею за организацию такой великолепной и — главное — своевременной выставки.

— Это прекрасные гравюры с богатым содержанием, — отмечает Митрополит Алексий. — Выставка не только об искусстве, она — о больших смыслах, и напоминает нам об утрате благочестия. Надеюсь, наш мир этим «переболеет» и скоро наступит новое прекрасное возрождение ценностей духовных и нравственных.

Искусствовед Галина Трифонова добавила, что оттиски, представленные в экспозиции, не уступают оригиналам.

— Я работала с подлинниками Дюрера, и теперь вижу эти потрясающие репродукции здесь, в Челябинске. Это — самостоятельные произведения искусства, информационно необходимый сегодня элемент для изучения мировых шедевров и знакомства с ними самого широкого круга людей, — объясняет Галина Трифонова. — Пока мы не имеем возможности посещать европейские музеи и видеть оригиналы, эта выставка дарит нам возможность познакомиться с творчеством одного из самых ярких творцов в истории.

Страшно представить, но этим рисункам более 500 лет... На выставке — самые знаменитые, лучшие работы Альбрехта Дюрера, избранные временем, хранившиеся для нас все эти столетия, за которые великое искусство этого невероятного мастера не померкло, не потерялось, не утратило своих многих смыслов, а обрело новую актуальность в 21 веке.

Альбрехт Дюрер работал с общехристианскими темами, которые и сегодня не теряют значимости. Он — не просто художник, гравёр с филигранной техникой, он — философ, учёный и гуманист, духовный PR-специалист эпохи Северного Возрождения. Например, его серия гравюр «Апокалипсис» написана в преддверии конца света, который Европа на полном серьёзе ожидала в 1500 году — повсюду свирепствовали болезни, голод, войны, и люди готовились к самому худшему.

В сегодняшнем мире тоже не счесть всевозможных угроз, борьба добра и зла вновь обрела силу, война и мир яростно противодействуют, но нужно верить в победу света — об этом говорит нам Дюрер через века. Сегодня, как полтысячелетия назад, его рисунки дарят надежду и оптимизм — ведь иллюстрации к «Откровению» Иоанна Богослова завершаются позитивным последним графическим листом, где изображена Мадонна с младенцем в лучах света.

Электронные копии оригинальных работ Альбрехта Дюрера были предоставлены Государственному историческому музею Южного Урала для выставки следующими музеями: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Пушкинский музей, Государственный Эрмитаж, Художественный институт Чикаго, Музей истории искусств Вены, Смитсоновская национальная портретная галерея в Вашингтоне, Королевский музей изящных искусств Бельгии, Национальный музей Тиссена-Борнемисы в Мадриде, Государственный музей Берлина, Музей Амстердама, Коллекция Фрика в Нью-Йорке, Центр Гетти в Лос-Анджелесе.

Выставка «Альбрехт Дюрер. Избранные работы» продлится до 10 марта 2024 года.

Вход для самостоятельного осмотра свободный, но для полноценного знакомства со смысловым содержанием работ Альбрехта Дюрера рекомендуем записаться на экскурсию.

Телефоны для справок и записи на экскурсии: (351) 263-08-32, 265-23-88 (в будни с 9:00 до 18:00).

Расписание экскурсий для свободных посетителей (без записи):

  • ·         Четверг с 17:00 до 18:00
  • ·         Пятница с 16:00 до 17:00
  • ·         Суббота с 12:00 до 13:00 (с 17 февраля)

Фоторепортаж с открытия выставки: Сергей Коляскин


07.02.2024

Возврат к списку