Новости

К 90-летию Юрия Гагарина. Образ первого космонавта в палехской миниатюре


9 марта исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина, 12 апреля 1961 года совершившего исторический полет в космос. Этот триумфальный полёт и сегодня воспринимается как невероятный прорыв, необычайное достижение всего человечества. Он стал первым космонавтом планеты и оставил неизгладимый след в истории мировой космонавтики. Имя Гагарина, его открытая и искренняя улыбка, его невероятное обаяние известны во всем мире. Его подвиг стал символом смелости и стремления человечества к новым горизонтам.

Но мало кому известно, что образ этого легендарного человека запечатлен в таком уникальном виде искусства, как палехская миниатюра. Поэтому наверняка будет интересно познакомиться с еще одним редким изданием, которое без преувеличения можно назвать шедевром книжного искусства.


Рис. 1.JPG


Книга с говорящим названием «Сын России» была выпущена издательством «Молодая гвардия» в 1981 году и приурочена к двадцатой годовщине первого полета человека в космос. В фондах нашего музея хранится второе издание этой книги, вышедшее в 1982 году.

Эта необычная книга посвящена человеку, воплотившему мечту человечества о космосе. Необычность книги в том, что абсолютно все иллюстрации выполнены в палехском стиле. Их авторами стали мастера из знаменитого села Палех, что в Ивановской области — заслуженные художники РСФСР Борис Николаевич Кукулиев, Калерия Васильевна Кукулиева и Олег Владимирович Ан. Мастера этого уникального художественного направления создали целую серию работ, посвященных Юрию Гагарину.

Текст книги написал Альберт Анатольевич Лиханов — лауреат Государственной премии РСФСР и премии Ленинского комсомола - автор множества книг для молодежи.

Итогом совместной работы писателя и мастеров народного промысла стали миниатюры, выполненные в традиционной технике палехского искусства, народного художественного промысла, возникшего на основе древнего иконописного.

Это искусство известно своими яркими красками, детально проработанными композициями и богатым символизмом. В палехских миниатюрах каждая деталь имеет значение и несет смысловую нагрузку. При создании изображений делается акцент на главных деталях и используются разнообразные символические элементы. Техника палехской миниатюры придает работам оригинальность и неповторимость, делая каждую работу необыкновенным произведением искусства.

Типичные сюжеты для палехской миниатюры обычно заимствовались из повседневной жизни, классических литературных произведений, из сказок, песен и былин. Но эта книга была посвящена Юрию Гагарину и его подвигу. Казалось бы, невероятное сочетание — космос и палех. Но художники-палешане прекрасно справились с этой непростой задачей. Им удалось показать жизнь и достижения первого космонавта через призму традиционного палехского стиля.

Палехское искусство часто изображает темы из русской истории и культуры. И эта книга не исключение. Палехское искусство, основанное на древних русских традициях, сочетает в себе народные мотивы и мифы с изображениями исторических личностей. Палехские художники мастерски оживляют памятные события нашей истории, воссоздавая образы людей, являющихся воплощением национальной идеи, своим талантом принесших славу России. И Гагарин здесь становится центральной фигурой, символизируя дух смелости, научных достижений и патриотизма.

Иллюстрации отличаются богатством красок, выразительностью и мастерством исполнения. В этих работах мы видим характерные для палехского стиля особенности: черный фон, сообщающий работам глубину, орнаментальная изысканность рисунка, разнообразие цветовых переходов, филигранная выверенность и точность каждой линии, обилие золотой штриховки, четкость силуэта фигур, насыщенность движением, восходящие к традициям древнерусской иконописи декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании основных цветов – красного, желтого, зеленого.


Рис. 2.jpg


В разнообразии красок этих миниатюр можно увидеть отражение души народа, его богатой истории. Доблесть, мужество, сила – все это переплетается в живописных образах и рассказывается зрителю не только словами, но и цветами. В каждой иллюстрации присутствует не только история Юрия Гагарина, но и история всей страны, гордость нации своим сыном.

Особенность этих работ в том, что здесь можно увидеть космические сюжеты в сочетании с элементами народного фольклора: космические корабли, звезды и планеты соседствуют с такими традиционными для русского фольклора образами, как красно солнышко, месяц, тонкая березка – символ России, жар-птица и пр. В целом образы солнца и звезд проходят лейтмотивом практически по всем работам.


Рис. 3.jpg


Мы видим Гагарина, поднимающегося в звездное небо на коне с горящим факелом в руке, на другой миниатюре – красно солнышко, вокруг которого летают в невесомости космонавты вместе с космическими кораблями и спутниками. А вот миниатюра, в центре которой запечатлен Юрий Гагарин в колеснице, запряженной тройкой красных коней; слева от него – космонавты в космическом пространстве, а справа – веселый хоровод деревенских парней и девушек. В образах других исторических личностей также прослеживается народный стиль. И сам Юрий Гагарин на одной из миниатюр изображен в традиционной русской одежде – вышитой косоворотке в окружении звезд и планет.

Такая интерпретация подчеркивает связь между достижениями космонавтики и духовными ценностями русского народа. История Юрия Гагарина будто оживает в работах палехских мастеров, сливаясь с русской традицией и прекрасно дополняя ее. Каким-то образом палехское искусство сумело передать не только внешний облик Гагарина, но и его внутреннюю сущность.

Всего художниками было создано 28 пластин. И образы на каждой иллюстрации являются отражением пройденного странной многовекового пути, на протяжении которого в один поток соединялись силы души, ума тех, кто эту историю творил — поэтов, ученых, исторических деятелей, простых русских людей.

Основная идея книги прослеживается достаточно чётко — судьба героя, в которой сфокусировано очень многое. В ней будто преломлена судьба всей страны, судьба её народа, сложный путь развития науки, культуры, сама суть, мощь и сила родной земли.

«Человек продолжает начатое до него. Тем он и силен, что, лишь продолжая, лишь вбирая из матери-земли токи жизни, он способен совершать великое. Это повесть про великого человека. Про великого человека, рожденного великими силами» – эти слова становятся эпиграфом к книге.


Рис. 4.jpg



Текст книги, хотя и созданный в прозе, очень поэтичен и полон метафор и героических образов. Это своего рода поэма в прозе, ставшая гимном герою.

В первых двух частях книги с названиями «Его душа» и «Его сердце» рассказывается о том, «кто за плечом у него», духовные истоки подвига Юрия Гагарина.



Сердце жаждет гордости,

опирающейся на великое прошлое,

ибо без минувшего нет настоящего и будущего.

Без достойного прошлого нет достойной личности.

Не каждый день и не каждый час,

но настает, настает в жизни народа мгновенье,

когда вся предыстория

отзовется в сердце одного из миллионов,

и прошлое – славные ратники, великие ученые и поэты,

битвы, муки, озарения –

возникнет за плечами у избранного судьбой.

У того, кто станет потом символом эпохи.


А в этой предыстории огромнейшее наследство. Это и песни, в которых отразилась душа народа. И сказки с их образами былинных богатырей, охранителей земли русской, готовых биться с врагами за родную землю. И их «подвиги былинные и новым людям по плечу». Гагарин получил «не такое уж малое наследство – верность и мужество».


Взлетела его душа, опираясь на важные устои.

Невидима поддержка, но она есть.

Без нее взлет невозможен.


Как некогда взлетел Икар, ведомый мечтой о небе, которая жила в нем, так же, как и в главном герое этой книги.


Только узнав сделанное до него,

Человек способен шагнуть дальше.

Но это шаг в будущее.


На страницах книги возникают образы исторических деятелей, оставивших яркий след в истории России, чья личность и чьи дела внесли весомый вклад в развитие страны, и которые также являлись своего рода символами. Среди них и почти былинные герои – русские воины, шедшие с мечом на ворога: Игорь Святославич, князь Новгород-Северский, Всеволод из Трубежа, Святослав Ольгович из Рыльска, Владимир из Путивля — сын Игоря. И люди науки, искусства, составившие славу России.


Рис. 5.jpg


Это и Ломоносов, «первый русский ратник в науке», чья личность символизировала прорыв.


Прорыв социальный –

Из крестьянства в академию.

Прорыв из тьмы в знание.


Множественность его знаний стала примером для Гагарина.


Восхищение примером –

Первый шаг к беспредельному самосовершенствованию.


Рис. 6.jpg


И Пушкин – «вершина народной духовности», «для нашего героя, как и для всякого русского, был продолжением слова, продолжением песни, сказки, былины. Великий поэт был как бы внуком князя Игоря, Дмитрия Донского и Ломоносова».


Точно близкие родственники, стоят они рядком

С тремя богатырями – сами богатыри.

Богатыри ратные, богатыри науки и слова.


Рис. 7.jpg


Циолковский – «звездный старец», ставший примером для «любопытных, любознательных, беспокойных», для тех, кто «чтил его великим учителем, веруя в силу человеческой мысли, духа, решимости».

В ряду героев и Чкалов, также ставший символом своего времени, доказавший, что «человек способен на чудеса, на подвиг, совершенный при жизни и повторенный столько раз, сколько потребуется стране».


Приняв честь князя Дмитрия Донского,

труды Ломоносова,

песни Пушкина,

расчеты Циолоковского –

приняв это как силу русского ума и духа,

дарованного историей, –

советские люди торопились делать собственную историю…


Новое время рождало новые слова.

Высокие слова.

И новых героев рождало новое время.

Героев, достойных прошлого.

Героев,

достойных

будущего.


И это герои страны, сделавшей большой рывок в своем развитии в годы «напряжения первых пятилеток»:


Революция в энергетике.

Переворот в металлургии.

Завоевания в машиностроении.

Рывок на транспорте.

Один за одним росли

гиганты-домны,

гиганты-заводы,

гиганты-электростанции…

Страна писала своими мозолями строчку в истории,

Которая войдет в сердце нашего героя

мажорной нотой великого шага.


В следующей части книги – «Его судьба» – повествуется о детстве Гагарина, возникает образ его матери, поддерживающей «чадо свое за руки, точно за неокрепшие крылья». И о горе, которое принесла война его стране и его семье, забрав в плен сестру и брата. И о долгожданной победе, добытой руками «усталых, небритых солдат», которая «отзовется в его сердце спустя годы великой победой страны. Которую принесет он».

И о тяжелых годах жизни после войны, о первых шагах во взрослую жизнь, на пути к его мечте о небе.


Среди людей есть племя тех,

Кого не отличишь от остальных.

Эти люди думают о небе всегда. Они такие же, как мы.

Но другие.


Что он чувствовал, там, в небе?
Радость? Восторг? Упоение?
Пожалуй. Только в нашем герое удивительно сплелось это - земное и небесное.

Факты его биографии хорошо известны: школа рабочей молодежи, поступление в Люберецкое ремесленное училище по специальности формовщик-литейщик, Саратовский индустриальный техникум, законченная с отличием учеба в саратовском аэроклубе и первый самостоятельный полет на самолете Як-18; 1-е военно-авиационное училище — которое, кстати, заканчивал Валерий Чкалов — также законченное Гагариным с отличием. Далее был 169-й истребительный авиационный полк 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота.


Тут небо не только страсть, не только любовь,

но еще и работа, еще и умение, еще и тяжкий пот,

еще и ответственность.

Реактивные самолеты. Высокие скорости.

Готовность в любую минуту не просто лететь, но вступить в воздушный бой.

Военный летчик не просто пилот.

Это солдат.


А дальше было то, что называется «набором жизненной высоты» перед уже конкретной целью – полететь в космос. Гагарин был зачислен в группу кандидатов в космонавты. Он рвался в новое дело – «волшебно-странное дело». Началась иная жизнь, испытания на тренажерах, освоение новых разделов наук, медицинские исследования, прыжки с парашютом, это требовало «сверхсерьезного отношения, учебы, поиска». Гагарин и другие кандидаты «жили, работали, тренировались, вовсе не думая об истории, но однако же творили ее – «она неслышным шагом входила в их жизнь. В жизнь страны. И мира».


Рис. 8.jpg


Подготовка к космическому полету потребовала максимум усилий и от космонавтов, и от тех, кто готовил летчиков к историческому шагу: конструкторов, инженеров, других наземных специалистов, во главе которых стоял «человек по имени Главный Конструктор», который выбрал из многих одного для этого полета.

В первом отряде космонавтов было двенадцать военных летчиков, каждый из которых мог стать первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина.


Главный увидел улыбку нашего героя.

Открытую, как душа народа, добрую, как его слава,

мягкую, как его песни.

Этот летчик улыбался так, как никто не мог. Никто не умел.

Эта улыбка сулила удачу.

Точно утверждая улыбку героя,

Главный поставил подпись: «Королев».


И наш герой сказал: «Поехали!», когда двадцать миллионов лошадиных сил тронули его корабль. И это был первый шаг человека в новое измерение — в космическое пространство.


Человек преступил таинственное.

Прорвал оболочку стратосферы, вырвался в космос.
Затаите дыхание, люди. Мир ловит голос Москвы. Ее особо важное сообщение.
Человек в космосе. И не просто человек. Гражданин СССР.

Его имя Юрий. Фамилия - Гагарин.
Тише, люди, тише. Вслушайтесь в рокочущий голос минувших эпох. Вглядитесь в патину прошлого мира.


И вскоре вся планета узнала имя первопроходца. Гагарин стал героем не только своей нации, но и всего человечества. Американский астронавт Нил Армстронг, первым вступивший на Луну, очень точно сказал о Гагарине: «Он всех нас позвал в космос».


Рис. 9.jpg


А после возвращения на Землю Гагарин написал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её!» Этим его высказыванием завершается эта книга-шедевр, не только отражающая славу и достижения Гагарина, но и раскрывающая глубокий смысл и значение космических полетов для России. Объединение творческой и научной мощи, русской души и технического развития.


О. Н. Василенко

хранитель фонда «Редкая книга»



Источники:

1. Новая книга Альберта Лиханова «Сын России» [Электронный ресурс]. URL: https://albertlikhanov.com/news/2014/novaya-kniga-alberta-lihanova-syn-rossii.html (Дата обращения: 28.02.2024)

2. Палехская роспись — история и особенности [Электронный ресурс]. URL: https://anarticle.ru/palehskaya-rospis.html (Дата обращения: 28.02.2024)

3. Русские ремесла : путеводитель [Электронный ресурс]. URL: https://russianarts.online/6789-palexskaya-lakovaya-miniatyura (Дата обращения: 28.02.2024)

4. «Сын России». Палехские миниатюры [Электронный ресурс]. URL: https://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post431297638/ (Дата обращения: 28.02.2024)

5. Сын России: библиографический обзор книги А. А. Лиханова / Муниципальная библиотечная система города Твери [Электронный ресурс]. URL: https://mbstver.ru/syn-rossii-bibliograficheskij-obzor-knigi-a-a-lihanova/ (Дата обращения: 28.02.2024)

6. Теоретические основы миниатюрной росписи [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.org/text/81/513/88140.php (Дата обращения: 27.02.2024)

7. Юрий Гагарин — первый человек в космосе [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20110218/335717146.html (Дата обращения: 01.03.2024)

8. Юрий Гагарин: первый полет в космос — как это было [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/science/48471075/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (Дата обращения: (01.03.2024)


09.03.2024

Возврат к списку