Тебе, Небесному Царю
Памятники русского благочестия в собрании Музеев Московского Кремля

Выставка Музеев Московского Кремля посвящена церковному искусству: произведениям иконописи, шитья, среброделия, ювелирным украшениям, – памятникам истории русского благочестия. Экспозиция охватывает значительный хронологический период – от XIV века до начала XX столетия – и рассказывает о традициях украшения храмов, различных церковных церемониях, особенностях почитания икон.

Традиция богатых подношений в храмы сложилась на Руси сразу после принятия христианства. Создание и приумножение богослужебной утвари было неотъемлемой частью храмоздательской деятельности всех русских государей. Украшение икон всегда являлось общепризнанной добродетелью и прославлялось как истинное благочестие.

На протяжении столетий состоятельные люди жертвовали в храмы различную утварь и свои родовые реликвии с молитвой о себе и всех сродниках – живых и усопших. На предметах часто помещали обширные вкладные надписи, сообщающие обстоятельства их создания. Произведения, выполненные из драгоценных материалов лучшими придворными мастерами по заказам представителей русской аристократии, отражали вкус и художественные предпочтения вкладчиков.

В первом разделе выставки «Устроение красоты церковной» представлены различные по типологии и времени создания предметы, демонстрирующие полноту и роскошь храмового убранства. Открывают экспозицию иконы XVI столетия (ил. 1), которые являются центральной частью иконостаса небольшой придельной церкви, освященной в честь праздника Собора Богоматери, в Благовещенском соборе Московского Кремля – домовом храме великих князей и царей. Экспонируется разнообразная литургическая утварь, а также иконы XVI – начала XX века в драгоценных окладах. Многие из представленных реликвий связаны с царской и императорской семьей. Впервые вместе демонстрируется комплекс памятников из Марфо-Мариинской обители, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной.

На выставке особо выделена тема почитания святых, прославленных в царствование императора Николая II. Одним из наиболее значимых событий того времени стало прославление в лике святых преподобного Серафима Саровского, произошедшее в июле 1903 года в присутствии императорской семьи. С ним связаны представленные на выставке икона «Преподобный Серафим Саровский, с житием» из иконостаса Архангельского собора и икона в окладе «Богоматерь Умиление (Радость всех Радостей)».

Значимым событием в жизни Российской империи начала ХХ века стали торжества, связанные с канонизацией патриарха Гермогена, известного церковного деятеля эпохи Смутного времени, прославление которого состоялось в Кремле в мае 1913 года. На выставке впервые в полном объеме экспонируется уникальный комплекс памятников, связанный с открытием его мощей для всенародного поклонения в Успенском соборе Московского Кремля. Среди них икона «Святой патриарх Гермоген на фоне Чудова монастыря», написанная в мастерской братьев Пашковых; предметы облачения – куколь, мантия и епитрахиль, – созданные в 1914 году на средства императрицы Александры Федоровны мастерицами московского Алексеевского монастыря, а также пластина с образом патриарха Гермогена (ил. 2), являющаяся единственной сохранившейся частью раки святого.

Раздел выставки «Святительская ризница» посвящен облачениям священнослужителей. Представленные на выставке фелонь и стихарь из синего бархата с золотным шитьем были перешиты из парадного придворного платья великой княгини Елизаветы Федоровны и вложены в Петропавловскую церковь Николаевского дворца Московского Кремля. Отличительным знаком священников является наперсный крест, надеваемый поверх облачения. Экспонируются драгоценные священнические кресты середины XIX – начала ХХ века, а также так называемые кабинетные кресты – особые пожалования из Кабинета Его Императорского Величества, отличительным признаком которых было штампованное изображение императорской короны. Представлены панагии (ил. 3), две из которых принадлежали митрополиту Платону, видному церковному деятелю второй половины XVIII – начала XIX века.

В разделе «От рождения до смерти» представлены церковные произведения, сопровождавшие человека на протяжении жизни. Открывают этот раздел «мерные» иконы, которые изготавливали сразу после рождения царских детей. Иконы хранились в личных дворцовых молельнях, а после смерти владельцев переносились к месту погребения в особый надгробный иконостас в Архангельском соборе Московского Кремля. Свадебный церемониал проиллюстрирован брачными венцами XVII века, происходящими из Патриаршей ризницы, а также иконами, которыми благословляли русских императриц при вступлении в брак. Завершает раздел группа памятников, которые можно отнести к поминальным. Среди них представлены драгоценные иконы – семейные реликвии, вложенные после смерти владельцев на помин души в храмы и монастыри, а также памятники русского и европейского серебряного дела – вклады высокородных персон в прославленные монастыри России (ил. 4).

В древнерусских великокняжеских, а затем царских храмах все иконы были богато украшены, а драгоценные подношения к ним служили подтверждением величия русских государей. Издревле с особым тщанием украшали богородичные иконы. Одним из самых почитаемых и богато убранных образов царского домового храма – Благовещенского собора Московского Кремля – была небольшая икона «Богоматерь Боголюбская», родовая святыня московских великих князей, богатейший убор которой был знаком благодарения и молением о заступничестве. На выставке представлено несколько украшений от этого образа (ил. 5). Наиболее почитаемой иконой Успенского собора Московского Кремля была древняя византийская икона «Богоматерь Владимирская», по преданию написанная евангелистом Лукой. Икона имела невероятный по богатству и красоте «приклад», дополнявшийся на протяжении столетий. На выставке представлены запоны XVII столетия, украшавшие древний золотой оклад чудотворной иконы. Нередко к почитаемым богородичным иконам подносили в дар родовые ювелирные украшения, а также наперсные (носимые на груди) кресты и иконы, выполненные из драгоценных материалов. Их как семейные реликвии передавали из поколения в поколение, прикладывали по обету к почитаемым иконам.

В разделе «Домашняя молитва» представлены предметы личного, семейного благочестия, составлявшие домашнюю «святость» и передававшиеся от родителей к детям как благословение. Среди них выделяются произведения (ил. 6) из личной коллекции великого князя Сергея Александровича, после его смерти оказавшиеся в храме-усыпальнице во имя преподобного Сергия Радонежского в Чудовом монастыре Московского Кремля. Тему домашней молитвы иллюстрируют наперсные кресты, некогда находившиеся в императорских покоях, а также складни, которые хранились в частных домах и которые при необходимости можно было брать с собой в дорогу.

Традиционными предметами религиозного быта были пасхальные яйца. Дарение яиц во время празднования Пасхи было повсеместно распространено в царской и императорской России. В XIX веке изготовление пасхальных яиц к главному празднику православия стало отраслью художественной промышленности. Особенно популярными и дорогими были пасхальные подарки из благородных металлов – золота и серебра. На выставке представлено несколько драгоценных пасхальных яиц, богато украшенных различными видами эмали.

Заключительный раздел выставки посвящен паломническим поездкам в святые места. Паломничество играло важную роль в истории русского благочестия, оставив также заметный след в литературной традиции. Особое место занимали путешествия в Святую землю и на Афон, знакомство с которыми у верующего человека начиналось задолго до отправления в путь. Паломничества в Святую землю получили особенное распространение в XIX веке, когда учреждение в 1842 году Русской духовной миссии в Иерусалиме и создание в 1882 году Императорского православного палестинского общества значительно облегчили организацию таких поездок. В результате во второй половине XIX – начале ХХ века в Иерусалиме на Пасху могло собираться до десяти тысяч русских подданных.

С увеличением количества паломничеств в Святой земле в XIX веке произошел рост производства евлогий – памятных сувениров, предназначенных для паломников. Их тематика была связана с главными событиями Священного Писания: явлением ангелов Аврааму у Мамврийского дуба, Рождеством Христовым (Вифлеем), Воскресением (Голгофа), Вознесением Господним (Масличная гора). Каждому месту соответствовал свой материал, из которого создавались евлогии. На выставке представлены резные подвесные перламутровые иконы на евангельские сюжеты (ил. 7). Привезенные паломниками в Россию, они жертвовались в храмы в качестве привесов на особо чтимые иконы или оставались в семье, служа напоминанием о путешествии к важнейшей святыне христианского мира.