В музее открылась выставка «Радуги над Чернобылем»

В музее открылась выставка «Радуги над Чернобылем»

В музее открылась выставка «Радуги над Чернобылем»

В музее открылась выставка, посвященная 30-летию со дня катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Несмотря на то что Чернобыль расположен далеко от Урала, Челябинск имеет непосредственное отношение к тем событиям: на ликвидацию последствий аварии были направлены тысячи людей с Южного Урала, а многие поехали туда добровольно. Выставка «Радуги над Чернобылем» посвящена прежде всего этим людям и их труду.

В создании экспозиции большое участие принял челябинский историк, краевед, писатель Владимир Боже, который в 1986 году сам участвовал в ликвидации последствий аварии:

– Понимаете, каковы были последствия человеческой деятельности? Люди что-то сделали не так, произошли взрывы на электростанции, и вдруг выяснилось, что степень воздействия на окружающий мир такая, какую люди и представить себе не могли. Когда мы работали в Чернобыле, к нам приезжали специалисты из институтов, изучающих радиацию, и они рассказывали, что повышение радиационного фона было отмечено даже в Канаде. Это же такие расстояния — Белоруссия, Российская Федерация и… Канада! Вы можете представить масштаб катастрофы? Стало понятно, что ошибка человека может нанести вред всему миру. Мне хотелось бы, чтобы впредь люди, которые разрабатывают подобные проекты, строят атомные электростанции, думали не только о сегодняшнем дне. Чтобы, например, принимая решение строить атомную станцию, они возводили ее не возле города-миллионника, а чуть подальше. Пусть это дороже, но зато немного безопаснее. Ведь самое главное, что должно быть на Земле — это безопасность людей и безопасность мира.

В экспозиции кроме личных предметов ликвидаторов, костюмов химзащиты, инструментов, с которыми работали люди в Чернобыле, представлены фотографии журналиста и фотокорреспондента Виктории Ивлевой (Москва). Она единственный корреспондент, которому удалось сделать снимки внутри разрушенного реактора Чернобыльской АЭС. В 1991 году она сняла репортаж «Внутри Чернобыля», за который получила высшую награду Международного конкурса World Press Photo, став одной из двух российских женщин, удостоившихся этой престижной премии. Несмотря на завоеванные премии, снимки Виктории в России практически никогда не публиковались, поэтому на выставке «Радуги над Чернобылем» многие фотографии представлены впервые.

– Большое спасибо, что музей вновь вспомнил о моем существовании,— произносит с улыбкой Виктория.— Я была здесь три года назад, и тогда меня Челябинск поразил своим высоким уровнем культуры и необыкновенно красивым музеем. Я много ездила по стране и могу сказать, что не так много у нас городов, в которых есть такие музеи, с такими коллекциями и такими преданными своему делу людьми. Что касается моих съемок в Чернобыле и моего пребывания в реакторе, то надо понимать, что радиация — это не страх, а ужас, потому что ее не видно. Это такой невидимый враг, который где-то присутствует рядом с тобой, и ты не знаешь, где и в какой момент он может тебя поразить, зацепить. Это особый ужас. Поэтому поход не был простым. Но меня подогревало журналистское любопытство. Сейчас меня часто спрашивают, отправилась бы я туда снова? Конечно! И думаю, любой журналист пошел бы, помчался, полетел бы на чем угодно, только чтобы туда попасть. Ведь это основа нашей профессии — помимо таланта и порядочности должно быть бесконечное любопытство ко всему, что происходит в мире. Точно так же с большой радостью я сегодня утром провела в Челябинске одиночный пикет против строительства ГОКа. Пока я стояла, ко мне подошли трое полицейских и сказали, что, вообще-то, они тоже против стройки, мне махали руками люди из машин, кто-то, проходя, пожал мне руку. Я думаю, что этот пикет следует поддержать горожанам. Мне бы не хотелось, чтобы Челябинск превратился в какую-то грязную яму. Я думаю, ваш город заслуживает того, чтобы небо над ним было голубого цвета, а не серого или медно-рыжего.

Напомним, в конце 1980-х — начале 1990-х годов Виктория Ивлева снимала почти во всех горячих точках распадающегося СССР. Много работала в африканских странах, помогая различным международным гуманитарным миссиям. Была единственным российским журналистом в Руанде в период геноцида. Много лет работала в «Новой газете», ее материалы выходили в «Огоньке», «Московских новостях», немецком Spiegel, французском Figaro, английском Guardian, американском The New York Times и других изданиях. Она удостоена премии Союза журналистов России и немецкой премии имени Герда Буцериуса.

На вопросы журналистов о том, что же все-таки заставляет журналистку постоянно рисковать жизнью и искать истину в вопросах, трагедиях или конфликтах мирового масштаба — любопытство или жажда справедливости,— она ответила:

– Вообще-то, журналистское любопытство. А чувство справедливости и желание помочь тем, кто в этом нуждается,— это принцип и основа моей жизни. Это не то, что движет мной, это то, чем я живу.

На открытии выставки «Радуги над Чернобылем» председатель Союза журналистов России Челябинской области Ольга Давиденко вручила гостье в знак признательности за ее выдающуюся журналистскую деятельность небольшой памятный подарок от регионального отделения Союза, а директор краеведческого музея Владимир Богдановский презентовал фотоальбом «Челябинская область в фотографиях. 1900–2000».

Выставка «Радуги над Чернобылем» будет работать в музее до 26 апреля. 

Вера Вяткина, 

фото Валерия Жирохова и Юрия Ермолина

Возврат к списку