Научные публикации

Золотодобытчики Южного Урала — фронту


«Грамм добытого золота — еще один снаряд по врагу!» — под таким лозунгом с первых дней Великой Отечественной войны работала золотодобывающая отрасль Южного Урала. Для обеспечения выполнения плана добычи драгоценных металлов на приисках и рудниках проводились так называемые «Дни золота», в которых принимало участие все население: промывали золотоносные пески, собирали руду из отвалов, помогали рабочим в шахтах, на драгах и гидравлических установках.

С началом войны золотодобывающая промышленность оказалась в очень трудном положении. Несмотря на значительную степень ее механизации, достигнутую в 1930-е годы, в период индустриализации, большое место в ней занимали старательские работы, в которых была занята значительная по своей численности часть золотодобытчиков. Мобилизация рабочих призывных возрастов в Красную армию и резкое уменьшение численности рабочих в отрасли неизбежно привели к снижению размеров добычи драгоценных металлов.

В годы войны не прекращалась старательская добыча. На старательских работах применялись все виды технических устройств — от самых примитивных до сложных современных: ручные и механические вашгерды, грохоты, американки, гидромониторы. Среди старателей основную массу рабочих составляли женщины.


Рис. 1. Подземный каталь Фаткулина, сортировщица Красильникова и бурильщица Выдрина шахты им. Володарского треста «Кочкарьзолото». 1943 год.jpg

Рис. 1. Подземный каталь Фаткулина, сортировщица Красильникова и бурильщица Выдрина шахты им. Володарского треста «Кочкарьзолото». 1943 год


Желая дать стране больше золота, на помощь старателям устремились и сотни школьников, занявшихся промывкой песков — отходов обогатительных фабрик. В июле 1941 года газета «Кочкарский рабочий» писала: «Некоторый опыт в этом интересном занятии имеет ученик 5 класса школы № 1 Петя Недоспасов. Он уже нынче сумел сдать металла на 6 рублей и 30 копеек золотом. К нему в первую очередь приглядываются новички и перенимают его опыт. У Пети в кармане стоит пузырек, привязанный к поясу шнурочком. Каплю за каплей сюда сливает из каждой чашки обогащенную золотом ртуть юный старатель. Он так ловко приспособился к своей работе, что тратит очень мало времени на сбор драгоценного металла. В чашке после смывки остаются капельки ртути, быстро он встряхивает ее на ладонь правой руки, левой — достает пузырек из кармана, открывает его зубами и капелька исчезает в пузырьке, а Петя снова спешит к месту, где находится обогащенный песок. С каждой чашкой капелька ртути в пузырьке растет».

В 1941 году 9 килограммов 650 граммов золота и 4 миллиона рублей деньгами внесли трудящиеся треста «Миассзолото» на строительство танковой колонны «Советский старатель», а также 1 килограмм золота и 1 миллион 570 тысяч рублей деньгами на эскадрилью самолетов «Золотоплатиновая промышленность». В фонд постройки танковой колонны имени Челябинского комсомола от них поступило полкилограмма золота и 400 тысяч рублей деньгами. Весомый взнос сделали миассцы и на строительство танковой колонны «Челябинский колхозник»: 4 килограмма золота и 185 тысяч рублей деньгами. Всего за годы войны трудящиеся Миасского района добровольно внесли на вооружение Красной армии около 15 кг золота и свыше 2,5 млн рублей, отправили бойцам пять вагонов с подарками.

О высокой сознательности трудящихся говорит и пример старателей Ленинского прииска под Миассом, которые решили отчислять в фонд обороны ежемесячно до полного разгрома фашистов свой дневной заработок в золотом исчислении. Случались и неожиданные находки: 18 июня 1942 года гражданка Бутюгина случайно обнаружила золотой самородок весом 1274,9 гр. на задах столовой на старых отвалах драги в районе реки Ташкутарганки.

Директор треста «Миассзолото» Федотов, ездивший в составе уральской делегации на Северо-Западный фронт к подшефным воинам, 1 марта 1943 года писал в армейской газете: «К 25-й годовщине Красной армии коллектив треста «Миассзолото», как и все трудящиеся Урала, с гордостью сможет рассказать фронту о своих достижениях. Большинство приисков треста досрочно закончили производственную программу. С огромным успехом среди старателей прошел сбор средств на постройку танковой колонны и боевых самолетов. Рабочие и специалисты внесли в Госбанк 3640000 рублей».

А вот мартовское сообщение 1943 года газеты «Челябинский рабочий»: «Горняки Кочкарских золотых приисков, инженерно-технические работники, старатели и служащие предприятия «Кочкарьзолото» внесли на строительство танковой колонны «Челябинские колхозники» 149000 рублей и решили построить на свои сбережения эскадрилью боевых самолетов «Золотоплатиновая промышленность». Уже собрано 500000 рублей, 1,5 килограмма золота, 165000 рублей облигациями госзаймов, золотые и серебряные изделия. Первому звену самолетов решено присвоить имя земляка — Героя Советского Союза Михаила Петровича Галкина».


Рис. 2. Подземная откатка золотоносной породы на тресте «Кочкарьзолото». 1940-е годы.jpg

Рис. 2. Подземная откатка золотоносной породы на тресте «Кочкарьзолото». 1940-е годы


Во время войны возросло значение старательских артелей, которых в Кочкаре насчитывалось несколько десятков, среди них наиболее известны артели имени Володарского, Кирова, Чапаева, «3-я Пятилетка» и др. Они стабильно давали до 30% всего добываемого металла, хотя не имели почти никаких механизмов. В апреле 1943 года в газете опубликовано: «Рабочие и инженерно-технические работники треста «Кочкарьзолото» готовят первомайский подарок родине — несколько слитков золота, добытого сверх плана, которые они передадут в особый фонд Главного командования Красной армии».

Как бы самоотверженно ни трудились в горном деле те, кто пришел в «Кочкарьзолото» взамен ушедших на поля сражений, чувствовалась нехватка профессиональных горняков, тем более что здесь были необходимы не только опыт и мастерство, но и физическая сила. Сказывались также перебои со снабжением горным оборудованием. Эти причины и повлияли на снижение золотодобычи: в 1941 году — 1512,2 кг; в 1942 году — 808,2 кг; в 1943 году — 631,3 кг; в 1944 году — 874,5 кг; в 1945 году — 808,3 кг. Тем не менее, за годы Великой Отечественной войны было добыто 4634,5 кг драгоценного металла! Всего за военный период трудящиеся Пласта внесли на вооружение Красной армии в разных формах 14 миллионов 700 тысяч рублей, а также отправили на фронт 100 тысяч посылок.


Рис. 3. Взрывник Тетюева и подземный каталь Котельникова треста «Кочкарьзолото». 1943 год.jpg

Рис. 3. Взрывник Тетюева и подземный каталь Котельникова треста «Кочкарьзолото». 1943 год


Высокие показатели добычи золота в Башкирии сохранялись за счет использования наиболее эффективных месторождений с высоким содержанием благородных металлов Учалов, Тубинска Байкары и широким привлечением старателей на россыпных месторождениях. Если в 1942 году на их долю приходилось 62% от общего количества добытого металла, то в 1943 году уже почти 80%, в 1944 — около 82%, а в 1945 — 92%.

За четыре года войны трест «Башзолото» четыре раза завоевывал переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны, пять раз ему присуждалось Красное знамя ВЦСПС и Народного комиссариата цветной металлургии. За этот период золота было получено 8,7 тонн: в 1941 году — 1,9 т; в 1942 году — 1,3 т; в 1943 году — 1,4 т; в 1944 году — 2 т; в 1945 году — 2,1 т.

Рабочие, инженерно-технические работники, служащие, старатели, руководители золотодобывающей отрасли Южного Урала в годы войны показали высокие образцы патриотизма и гражданского долга, проявили массовый трудовой героизм, внесли достойный вклад в Победу над врагом.


05.05.2023

Возврат к списку