Научные публикации

К 115-летию со дня рождения М.Ф. Балжи


115 лет назад родился Михаил Федорович Балжи — выдающийся советский инженер и ученый, теоретик и практик танкостроения. Созданная им техника возделывала поля и воевала на полях сражений Второй Мировой войны, War Thunder и World of Tanks.


Балжи портрет.jpg

Профессор Челябинского политехнического института М.Ф. Балжи. Фото из фондов Государственного исторического музея Южного Урала



Михаил Федорович Балжи родился 19 августа 1908 года в селе Покровском Мариупольского уезда Екатеринославской губернии в семье обеспеченного землевладельца греческого происхождения Федора Кириаковича Балжи. В 1923 году Михаил Балжи поступил смазчиком на газогенераторную мельницу в селе Ново-Каракуба. Зарекомендовавшего себя работника отправили учиться в Мариупольскую профтехшколу.

С сентября 1927 года Михаил Балжи - токарь по металлу на заводе «Комитета биржи труда». Профтехшкола дала ему стандартный, базовый уровень образования. Михаил Балжи продолжал оттачивать свои умения. Обладая цепкой памятью, накапливал знания.



Свидетельство.jpg

Свидетельство об окончании Мариупольской профессионально-технической школы на имя Балжи М.Ф. Из фондов Государственного исторического музея Южного Урала



В 1928 году Балжи переехал в Харьков, где устроился по своей специальности на завод «Серп и молот». Советскому Союзу, превратившемуся в годы индустриализации в гигантскую стройку, было что предложить талантливой молодежи — в стране строились промышленные гиганты: Ростовский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, разворачивалось масштабное производство сельскохозяйственной техники, требовались готовые с ней работать специалисты. Руководство «Серпа и молота» поддержало молодого рабочего в стремлении учиться дальше. В сентябре 1930 года Балжи стал студентом вечернего отделения автотракторного факультета Харьковского механико-машиностроительного института, а на заводе был выдвинут на инженерно-техническую работу: инструктор по рационализации, техник по оборудованию, начальник конструкторского бюро по приспособлениям для холодной обработки.

С 1935 года Михаил Балжи — инженер — механик закончивший Харьковский механико-машиностроительный институт работал на ЧТЗ в опытно-конструкторской группе создававшей первый в СССР дизельный трактор С-65, впоследствии отмеченный «Гран-при» промышленной выставки в Париже и представленный на Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.


Сталинец.jpg

Разработанный при участии М.Ф. Балжи трактор «Сталинец» С-65. Фото из открытых источников



Перед Великой Отечественной войной Михаилу Балжи из специалиста по тракторам и тягачам пришлось переквалифицироваться в танкостроителя. С лета 1940 года в качестве заместителя руководителя созданного на ЧТЗ для производства специального конструкторского бюро Балжи занимался внедрением танка КВ в промышленное производство. Затраченные усилия не прошли даром, в годы войны именно Челябинск станет основным, а затем и главным центром производства тяжелых танков. В октябре 1941 года Михаил Балжи был назначен старшим инженером машины (танка КВ-1), а полгода спустя 5 июня 1942 года за образцовое выполнение задания по производству танков был награжден орденом Красной Звезды. К битве на Курской дуге при участии Балжи была разработана самоходная артиллерийская установка СУ-152, налажен серийный выпуск танков КВ-1С.



Балжи в танке.jpg

Михаил Балжи (слева) на испытаниях танка. Фото из открытых источников



Летом 1943 года Балжи был назначен заместителем главного конструктора Челябинского Кировского завода. В последние два года войны при участии Михаила Федоровича в серийное производство внедряются новые тяжелые танки серии ИС, особенно значимую роль Михаил Федорович сыграл в создании танка ИС-3. В предложенном подходе к созданию нового танка , помимо совершенной противоснарядной формы корпуса и башни впервые в отечественном танкостроении появилась командирская система управления наводкой, за счет новой системы охлаждения танк расходовал меньше лошадиных сил. ИС-3 получился одним из лучших советских танков военного времени.


ИС-3 на параде.jpg

Танки ИС-3 на параде в в Берлине. Фото из открытых источников



За успехи, достигнутые в деле создания и освоения новых типов танков и артиллерийских самоходных установок, Михаил Балжи был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней и Сталинской премией первой степени.

С 1947 по 1952 год Михаил Балжи возглавлял специальное конструкторское бюро ЧТЗ, под его руководством продолжалось совершенствование танка ИС-3, самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 и ИСУ-152, разрабатывались новые танки ИС-4, Т-10, ПТ-76, артиллерийский тягач АТ-С, трактор С-64.


Пт 76.jpg

Танк ПТ-76. Фото из открытых источников



Работу на заводе Михаил Балжи сочетал с преподавательской деятельностью. С 1936 года он читал лекции по теории тракторов и автомобилей в Институте механизации и электрификации сельского хозяйства, в послевоенные годы руководил дипломным проектированием у студентов Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне Южно-Уральский государственный аграрный университет). В марте 1950 года Михаил Федорович возглавил кафедру «Колесные и гусеничные машины» в Челябинском механико-машиностроительном институте впоследствии Челябинском политехническом институте, ныне ЮУрГУ.


В феврале 1953 года Балжи окончательно перешел на преподовательскую работу в Челябинский политехнический институт (ЧПИ). В 1962 году в ученом совете ЧПИ прошла защита докторской диссертации Михаила Федоровича Он стал первым «своим» доктором технических наук. За 20 лет его руководства кафедрой колесных и гусеничных машин были созданы специально оборудованные учебные лаборатории, расширена научно-исследовательская база, сформирован коллектив высококвалифицированных преподавателей из танкостроителей с ЧТЗ. На кафедре сформировалась научная школа по инерционным бесступенчатым передачам, которая известна в отечественной истории науки как «школа Балжи». Результаты исследований «школы Балжи» стали основой 13 диссертаций его учеников на соискание ученой степени кандидата технических наук. Работая на кафедре Михаил Фёдорович Балжи опубликовал более 150 научных работ. В 1956-1961 и в 1965-1970 Балжи работал деканом автотракторного факультета Челябинского политехнического института.


Танк-сувенир.jpg

Танк-сувенир. Подарок М.Ф. Балжи от коллег и учеников с кафедры «ГМ"» (ЧПИ) «В память о счастливом 1965 г.». Фото из фондов Государственного исторического музея Южного Урала


Михаил Федорович Балжи умер 13 сентября 1970 года. Похоронен на Успенском кладбище Челябинска, память о выдающемся инженере увековечена барельефом с его изображением.


Памятник.jpg

Памятник на могиле М.Ф. Балжи. Фото из открытых источников




21.08.2023

Возврат к списку