Научные публикации

К 149-летию тракторостроителя Мамина


Мамин, Яков Васильевич родился 18 (30) октября 1874 года в с. Балаково (ныне г. Балаково Саратовской обл.). Умер 9 августа 1955 года в ЧелябинскеБудучи малообразованным выходцем из мещанского сословия, сумел стать выдающимся изобретателем в области дизелестроения и тракторостроения.

В энциклопедии «Челябинск» о Якове Мамине написано так, будто он легко и просто шёл от одного изобретения к другому и социальные потрясения первой половины ХХ века обошли его стороной. Однако анализ архивных источников даёт несколько иную картину жизни этого человека, которого по уровню таланта можно сравнить с легендарным изобретателем XVIII века Иваном Кулибиным.

Яков Васильевич Мамин был старшим сыном в семье Василия Григорьевича Мамина, управляющего усадьбой местного помещика Кобзаря. Яков смог получить только начальное образование в местной приходской школе, после окончания которой был отдан в ученики к кустарю-лудильщику. Он быстро освоил это ремесло. Тогда же у него проявился интерес к машиностроению — благодаря местному механику и изобретателю Фёдору Абрамовичу Блинову (к нему Мамин со временем перешёл на постоянную работу). Через несколько лет Яков переехал в Вольск, где три года работал на судостроительном заводе.

Затем он вернулся в Балаково, где открыл собственную кузницу. Тогда же Яков Мамин начинает эксперименты по созданию двигателя внутреннего сгорания для самоходной машины. Созданный им рабочий образец был громоздким, пожароопасным, сильно дымил и мог работать только на улице. Поэтому мотор было решено использовать как стационарную установку для работы токарного станка. Тогда же Яков Васильевич ощутил, что база приходской школы не давала ему необходимых знаний. С тех пор до конца жизни Мамин будет заниматься самообразованием, которое помогло ему совершить немало технических открытий.

В 1897 году Яков Мамин на губернской выставке ремесленных и кустарных изделий в Саратове удостоен медали за двухкорпусные плуги собственной конструкции. В этом же году он изобрел пожарный насос горизонтального двойного действия с металлическими клапанами в передней и задней крышке, с медными поршневыми кольцами, плотно прилегающими к цилиндру. Это было его первое запатентованное изобретение.

С 1899 года Яков Васильевич вместе с братом Иваном приступил к строительству чугунолитейного механического завода.

Фото 1. Фотопортрет Я.В. Мамина 1905 г. ф8536.jpg

 Фотопортрет Я.В. Мамина, 1905 г.


В 1906 году, усовершенствовав паровой двигатель трактора Блинова, он создал «Русский дизель» — первый в мире бескомпрессорный двигатель высокого сжатия, работающий на нефти. На его базе в 1914 году был изобретён трактор «Русский трактор». В «Саратовском листке» от 28 сентября 1914 года есть заметка о испытаниях этой машины, а в газете «Заволжье» в мае 1914 года появляется реклама нефтяных двигателей «Русский дизель» и нефтяных тракторов «Русский трактор».


Фото 2. газета Заволжье, май 1914 г..JPG

Фото 3. газета Заволжье, май 1914 г., реклама двигателя и трактора.JPG

Газета «Заволжье», май 1914 год. Реклама продукции завода братьев Маминых.


Первая Мировая война, революция и гражданская война внесли свои коррективы в работу завода братьев Маминых, но не остановили изобретательского рвения Якова Васильевича. В 1917 году он создает трактор под названием название «Гном».

После победы Советской власти Яков Мамин добровольно передал свой завод государству. Рабочий комитет объявил ему о своём доверии и поручил техническое руководство предприятием. После создания комиссии по тракторостроению при СНК (Совет Народных Комиссаров) Мамин получил телеграмму от её председателя с просьбой сообщить о положении дел с тракторными заказами, затем — и письмо с приглашением приехать лично в Петроград для переговоров.

Тогда и началось его сотрудничество с комиссией по тракторостроению, в которой ему приходилось лично встречаться с Лениным. Но, невзирая на восторженные отзывы на изобретения Мамина, запустить отечественный трактор в массовое производство не получилось. То задерживали поставку сырья, то отстраняли от работы не допуская до станков, а потом выяснялось, что станки исчезли в неизвестном направлении. Тогда же активную помощь Советскому Союзу в борьбе с голодом стали оказывать иностранные фирмы. Мамин подозревал, что за этим последуют попытки открыть производство иностранной техники. Так оно и вышло — решено бвло отдать предпочтение американским тракторам, под производство которой закладывался завод в Сталинграде.

В 1923 году Мамин переезжает в Марксштадт. Здесь на бывшем заводе братьев Шефертов, под новым названием «Возрождение», он приступил к проектированию новой модели трактора мощностью в 12 л.с. с одноцилиндровым двигателем класса «Полудизель» с запальником для пуска, получившем название «Карлик».


Фото 4.Трактор Карлик конструкции Мамина Я.В., выпускавшийся на заводе Возрождение (ныне - завод Коммунист в г. Марксе) 1920 е годы. Саратовский областной музей краеведения.jpg

Трактор Карлик конструкции Мамина Я. В., выпускавшийся на заводе Возрождение (ныне - завод Коммунист в г. Марксе) 1920-е годы. Саратовский областной музей краеведения.


В 1932 году на Всесоюзной конференции дизелистов страны Яков Васильевич презентовал схему своего нового дизельного двигателя, на который он через два года получил патент. В конце 1936 года новый двигатель, получивший название «Пионер» вышел в массовое производство. В этом же году на Мелитопольском заводе Мамин освоил серийное производство нового дизеля, параллельно работая над одноцилиндровым двигателем «Октябрёнок».

В начале 1930-х случилась смерть его первой жены. В 1933 году как враги народа были арестованы младший брат Леонид и один из ближайших сподвижников Семён Серебряков. В 1937 году Якова Мамина несколько раз вызывали в НКВД. На каждый вызов он брал с собой узелок-подорожник и прощался с Пелагеей Ивановной (вторая жена). Осенью этого же года арестовали брата Ивана. Семейные проблемы и пошатнувшееся здоровье подтолкнули к увольнению со службы и переезду к сыновьям в Челябинск.

В Челябинске, будучи уже в преклонном возрасте, Яков Васильевич продолжал следить за развитием научной мысли в области машиностроения. Очень много читал. На письменном столе всегда лежали стопки книг и журналов. Особое внимание уделял журналу «Двигателестроение», в котором публиковались его статьи по конструированию и технологии производства двухтактных двигателей.


Фото 5. Фотопортрет Я.В. Мамина 1950-1954 гг. ф8537.jpg

Фотопортрет Я.В. Мамина 1950-1954 гг.


В конце 1930-х Яков Мамин помогал ЧТЗ в разработке нового двухтактного двигателя. После ухода с ЧТЗ поступил на работу в лабораторию института механизации сельского хозяйства (ЧИМЭСХ). Там он заботился об её оснащении приборами и оборудованием для испытания двигателей и тракторов.

В годы войны, когда многие сотрудники кафедры были мобилизованы, нагрузка по созданию экспериментального образца двухтактного газового двигателя работающего на разных видах топлива (даже на соломе) легла на плечи Якова Мамина. Помимо работы на кафедре в годы войны его приглашали на эвакуированные на Урал предприятия — помогать в сборке стационарных двигателей разных типов.

За мужество и личный вклад на трудовом фронте в декабре 1945 года Яков Мамина наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1948 году в ЧИМЭСХ в честь юбилея Якова Васильевича Мамина провели научно-техническую конференцию с участием известных тракторостроителей и дизелистов страны. В в 1954 году его наградили орденом Трудового Красного Знамени, в 1955 году Яков Мамин был удостоен золотой и бронзовой медалями ВСНХ. На стене института, где он работал, была установлена памятная доска. В 1983 году улица Восходящая в Тракторозаводском районе Челябинска была переименована в улицу Мамина.


фото 6.   ОГАЧО. КолФД. Оп. 3. 765. Мемориальная доска Якову Васильевичу Мамину. 2008 год.jpg

Мемориальная доска Якову Васильевичу Мамину. 2008 год



Источники:

  1. Бибиков Е.С. Пионер тракторостроения // Вечерний Челябинск. 1983. 10 июня.


  1. Заволжье. — 1914, 1 мая - 1 авг. – Балаково, 1914


  1. Каргин Ю.Ю. Яков Мамин: начало пути (неизвестные балаковские страницы биографии изобретателя русского дизеля и русского трактора) // Гороховские чтения: материалы второй региональной музейной конференции — Челябинск, 2011. — С. 104-112.


  1. Тупикова Л. Правда об Иване Мамине // Памятники Отечества: вольная губерния. — М.: Памятники Отечества, 1998. № 3/4. С. 100-102.


  1. Саратовский листок. 1914. 28 сентября.


  1. Шепелев А.Н., Деревянченко А.А. Яков Мамин: Очерк о жизни и творчестве изобретателя Я. В. Мамина — Челябинск: Юж.-Урал. кн. Изд-во, 1988. — 224 с.


Источники фото:

  1. Государственный исторический музей Южного Урала. ф8536

  2. http://ballib.ru/zavolzhe.html

  3. http://ballib.ru/zavolzhe.html

  4. Саратовский областной музей краеведения

  5. Государственный исторический музей Южного Урала. ф8537

  6. ОГАЧО. КолФД. Оп. 3. 765.


17.10.2023

Возврат к списку