Научные публикации

«ЗВЕЗДА» советского промышленного дизайна 1950-х годов


В 2018 году фонды Государственного исторического музея Южного Урала пополнились ярким экземпляром промышленного дизайна СССР — радиоприемником «Звезда-54». Менее чем за год он успел поучаствовать в двух выставках — «Комсомол — моя судьба» (музейно-выставочный центр) и «Новые поступления в фонды музея» (галерея «Восток — Запад»).

 

Радиоприемник «Звезда-54». СССР, 1950-е годы

Радиоприемник «Звезда-54». СССР, 1950-е годы

 

В СССР вопрос о конструировании и выпуске эстетичных, привлекательных для потребителя предметов народного потребления не был актуален вплоть до 1950-х годов. Первоочередной задачей в послевоенный период стало восстановление городов и благоустройство жилья. Постепенно, преимущественно в городах, стал расти уровень жизни, многие семьи переселялись в отдельные квартиры («хрущевки»). У счастливых обладателей отдельной жилплощади появлялось желание красиво обустроить свой быт.

В 1950-е годы советские художники-конструкторы создали десятки радиоприемников: «Москвич», «Искра-53», «Новь», «Воронеж» и др. Среди них можно выделить радиоприемник «Звезда-54». Он был сконструирован в Институте радиовещательного приема и акустики (ИРПА) Министерства радиотехнической промышленности СССР, изготавливался на заводах «Коммунар» (Харьков) и «Мосприбор» (Москва) с 1954 г. по 1959 год. За пять лет было выпущено 674 000 радиоприемников.

«Звезда-54» — один из немногих бытовых приборов, с которыми связано множество версий их появления на прилавках советских магазинов. Одна из них гласит, что в 1952 году группа советских дипломатов находилась в Париже. Этой делегации был подарен приемник «Excelsior-52», который позднее стал прототипом советского изделия.

 

Радиоприемник «Excelsior-52», Франция, 1950-е годы

Радиоприемник «Excelsior-52», Франция, 1950-е годы

 

По другой версии, радиоприемник был специально закуплен для копирования и производства в СССР. Французский аппарат был крайне неудобен для производства в промышленных масштабах, специалисты ИРПА столкнулись с рядом технических сложностей, связанных с особенностями французской и советской радиотехнических школ.

Этот аппарат с уверенностью можно назвать одним из ярких примеров заимствования внешнего вида изделий у западных производителей. С первого взгляда мы замечаем схожесть и даже идентичность формы корпуса, оформления советского аналога и французского прототипа. Из всего ряда советских радиоприемников этот, безусловно, занимал одно из главенствующих мест в советском промышленном дизайне середины 1950-х годов. Его можно назвать элитарным, несмотря на большое количество выпущенных экземпляров.

Радиоприемник воплощал в себе все европейские и мировые тенденции дизайна. Для СССР того периода было характерно использование новых материалов (пластик, пенорезина), применение никелирования, хромирования, популярность приобрели округлые формы, закругленные углы. Общемировые тенденции в промышленном дизайне перекликались с новыми веяниями в советском производстве. В США в это время появилась тенденция использования автомобильного дизайна для изделий массового производства. «Панели управления посудомоечных машин стали походить на приборные доски автомобилей <…> Даже скромный настольный радиоприемник приобрел линии мчащегося автомобиля, обрамленного, правда, не хромированной сталью, а пластиком “под золото”»1.

Заимствовав дизайн у французов, советские конструкторы присоединись к одному из направлений западного дизайна. Для СССР выпуск такого аппарата стал своего рода предвестником «оттепели», ведь эта модель не вписывалась в общую концепцию производства бытовых изделий, отличавшихся простотой форм (параллелепипед), материалом корпуса (дерево) и пр. В СССР «Звезда-54» выпускалась в двух расцветках — красной и зеленой (последний вариант был менее распространен). По образцу французского прототипа его выпускали в литом металлическом корпусе с применением никелирования и многослойной лакировки. Как и у французского прототипа, поверхность советского радиоприемника имитирует кожу ящерицы. Такой декоративный и функциональный элемент, как зеркальная шкала — особенность французских радиоприемников, поскольку за пределами Франции подобное оформление практически не использовалось. В СССР это стало почти революционным нововведением, так как ранее радиоаппаратуру с зеркальными шкалами в нашей стране не выпускали.

Для музея этот знаковый для советского промышленного дизайна (или художественного конструирования, как было принято говорить в то время) радиоприемник стал прекрасным дополнением коллекции, в которой хранятся не менее известные и популярные предметы промышленного дизайна 1950-х годов.


1. Михайлов С. М. История дизайна : учеб. для вузов : в 2 т. Т. 2. М. : Союз дизайнеров России, 2003. C. 122.




17.04.2019

Возврат к списку